Опыт Москвы в сфере электронных закупок пригодится и в регионах

И. Клепцов
генеральный директор НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»

В интервью CNews Игорь Клепцов, генеральный директор НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» говорит о том, с какими проблемами сталкиваются органы власти регионального и муниципального уровней при внедрении комплексных ИТ- решений в целом, и в сфере электронных закупок в частности, и делится опытом о путях преодоления этих проблем.

CNews: Как вы оцениваете динамику внедрения информационных технологий в органах власти регионального и муниципального уровней в течение последних лет? Произошло ли смещение акцента с закупки оборудования и программного обеспечения, автоматизирующего отдельные функции организации, к приобретению комплексных решений, способствующих решению задач государственного управления?

Игорь Клепцов: В целом мы оцениваем динамику внедрения информационных технологий положительно. В отличие от "всеобщей компьютеризации" и «лоскутной автоматизации» в последние годы мы наблюдаем продуманное внедрение решений, направленных на повышение эффективности государственного управления, повышение эффективности планирования и расходования государственных средств.

CNews: Информатизация органов государственной власти происходит неравномерно: наряду с технически оснащенными ведомствами, такими как Федеральное Казначейство, Федеральная таможенная служба и др. и технологически развитыми регионами (Москва, Ханты-мансийский АО, Московская область, Санкт-Петербург и ряд других) существуют ведомства и регионы, которых информатизации практически не коснулась. С чем, на ваш взгляд, связана такая ситуация?

Игорь Клепцов: Причин несколько: во-первых, информатизация - высокобюджетная задача, для ее решения администрации необходимо иметь стратегический и тактический планы, четко представлять себе перечень задач, решение которых на базе информатизации даст понятный экономический эффект. Разработка таких планов по силам команде специалистов-профессионалов в сфере ИТ и управленцев под обязательным руководством главы соответствующего региона или отрасли.
Другая сторона - финансовая. Да, Москва и Санкт-Петербург могут позволить себе больше, чем ряд других регионов. Однако если есть понимание глобальной цели и все затраты спланированы, остается лишь добиваться исполнения поставленных задач, т.е. изыскивать средства и привлекать другие ресурсы. Добавлю, что ряд регионов и отраслей получил финансовые вливания в сферу своей информатизации благодаря программе "Электронная Россия" и благодаря тому, что они были выбраны полигонами для внедрения. Некоторые регионы и отрасли в этой ситуации, естественно, пока остались в стороне.

CNews: Какова, на ваш взгляд, ситуация с уровнем информатизации в государственных структурах московского правительства? Как вы могли бы оценить вклад ГЦП «Электронная Москва» в развитие использования информационных технологий в государственном управлении Москвы?

Игорь Клепцов: На наш взгляд, этот вклад трудно переоценить. В программе «Электронная Москва» расставлены необходимые для города приоритеты, определены последовательность и объемы внедрения важнейших задач, назначены ответственные организации. Разработка и принятие самой программы явились логическим следствием возникшей в госструктурах Москвы острой необходимости в кардинальном повышении эффективности решения ряда основных задач, прописанных в действующем законодательстве. Характерным примером служит, например, задача регистрации закупок, произведенных в рамках городского государственного заказа.

CNews: При внедрении комплексных решений в госструктурах, имеющих распределенную региональную сеть, необходимо объединить разрозненные информационные ресурсы в единое целое и предусмотреть возможность последующей интеграции с системами других организаций. В этой ситуации особенно остро встает проблема формирования единых справочников и классификаторов. Тем не менее, отсутствие единых стандартов в этой области создает дополнительные трудности. Приходилось ли вашей компании соприкасаться с подобной проблемой? Как вы видите пути её решения?

Игорь Клепцов: В течение последних лет компания «ИНТЕРТЕХ» является лидером на российском рынке в области создания систем нормативно-справочной информации (НСИ) для промышленных холдингов и государственных структур. Среди основных направлений услуг НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» - создание и развитие единых систем НСИ, интеграция разноплатформенных приложений, действующих в подразделениях и филиалах, в единое информационно-управленческое пространство, реализация комплексной информационной инфраструктуры предприятия. В связи с этим нам хорошо известны проблемы как с ключевым справочником материалов, продукции и услуг, так и со справочниками производственного контура, финансового контура и контура управления персоналом, проблемы получения консолидированной отчетности, проведения централизованного сбора потребностей заявочной кампании и учета.
Дополнительные сложности возникают и из-за того, что Федеральная система каталогизации продукции находится еще в состоянии становления и развития. Необходимо еще разработать ряд нормативных документов, постоянно координировать деятельность центров каталогизации, взаимодействовать с зарубежными национальными центрами каталогизации. Поэтому в настоящее время проблема формирования единых справочников и классификаторов при внедрении комплексных решений ложится в основном на сами предприятия и организации. Компания «ИНТЕРТЕХ» в течение ряда лет внедряет эффективные решения этой проблемы в крупнейших организациях.

CNews: С 01 января 2006 года вступил в действие Федеральный закон N 94-ФЗ, обязавший органы государственной власти размещать информацию о закупках на специализированном сайте. Каковы, на ваш взгляд, первые результаты реализации этого закона? Какие новые возможности получили компании в связи с началом его действия?

Игорь Клепцов: Еще до принятия упомянутого закона государственные заказчики обязаны были размещать информацию о планируемых закупках путем проведения открытых конкурсов в уполномоченных печатных изданиях, распространяемых в основном по подписке. Для значительной части компаний доступ к этой информации был либо затруднен, либо информация об объявленных торгах доходила до них с большим опозданием.
Требование размещать извещения о торгах, в том числе и на специализированном сайте, дает компаниям, потенциальным поставщикам продукции, товаров, работ или услуг практически неограниченные возможности для участия в процессе размещения государственного заказа по профилю своей продукции независимо от местонахождения. В настоящее время государственный заказчик не может закупить продукцию путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, не опубликовав предварительно извещение в печати и на сайте в открытом доступе.

CNews: Какие решения для повышения эффективности госзакупок предлагает ваша компания? Какова динамика внедрения электронных систем планирования, размещения и заключения государственных контрактов? Могли бы вы подробнее рассказать о наиболее интересных проектах в этой области?

Игорь Клепцов: Для повышения эффективности госзакупок недостаточно разработать и установить программное обеспечение, необходимо внедрять комплексные решения: это и оптимизированная законодательно-нормативная база, и организационные мероприятия, и постоянная работа с персоналом при внедрении, и техническая поддержка.
НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» внедряет электронные системы госзакупок с 2000 года, реализуя полный цикл государственного заказа, решая задачи на этапе планирования (сбора потребностей и консолидации), на этапе размещения (регистрация и автоматизированная поддержка проведения всех видов закупочных процедур) и на этапе его исполнения (заключение и регистрация государственных контрактов, финансовый и фактический контроль их исполнения). Кроме того, разработаны блоки аналитики и интеграции с разнородными смежными информационными системами.
Примерами подобных проектов являются следующие разработки нашей компании: Автоматизированная информационная система Управления бюджетного планирования городского заказа Комплекса социальной сферы АИС УБП ГЗ КСС - основной задачей здесь была разработка Реестра государственных контрактов; Автоматизированная система Управления городского заказа Комплекса городского хозяйства АС ОГЗ КГХ - здесь главная задача была реализовать процедуры планирования и размещения городского заказа. И, конечно, наиболее крупный проект и наиболее интересный и для города, и для нашей компании - это Автоматизированная информационная система Единого Реестра контрактов и торгов Москвы.

CNews: Компания «ИНТЕРТЕХ» также известна как разработчик электронной торговой площадки по нефтегазовому оборудованию ЭТП ИНМАРСИС, которая стала доступна для пользователей в 1999 году. В настоящее время эта торговая площадка используется для оказания услуг Москве путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Каких результатов удалось достичь таким образом?

Игорь Клепцов: НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» в 2006 году выиграл конкурс, объявленный Департаментом по конкурентной политике города Москвы и получил статус Специализированной организации города Москвы по проведению аукционов в электронной форме.
ЭТП «Инмарсис» - крупнейшая в России информационно-маркетинговая система с функциями электронной торговой площадки. В ИНМАРСИС зарегистрировано более 17.500 пользователей и более 2.000.000 товаров и услуг. Система «Инмарсис» отмечена наградами и официальными рекомендациями государственных и общественных институтов.
В настоящее время ЭТП «Инмарсис» приведена в соответствие с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Постановления Правительства Москвы № 386-пп от 13 июня 2006 года "О ходе развития системы размещения государственного заказа города Москвы" и позволяет отрабатывать все этапы подготовки, проведения и подведения итогов торгов (аукционов). Сейчас действующее законодательство предусматривает проведение электронных аукционов для государственных заказов на сумму до 500 тысяч рублей. Такой вид размещения является простейшим способом установить цену на товар и применяется для закупок оперативного характера. Электронные аукционы позволяют привлечь большее количество участников размещения государственного заказа, расширяют географию, обеспечивают равные права поставщикам товаров, работ и услуг. Так, в результате первых проведенных аукционов достигнута значительная экономия средства бюджета города, ускорены процесса предложения цены и выбора наилучшего поставщика.

CNews: В прошлом году в Москве было проведено более 42 тыс. конкурсов на размещение государственного заказа, что в три с половиной раза больше, чем год назад, во многом благодаря единой информационной системе регистрации контрактов и торгов АИС ЕРКТ. Какое число государственных заказчиков пользуются услугами АИС ЕРКТ? Как вы оцениваете вклад специализированного московского портала государственных закупок в повышение их эффективности? Каков эффект от расширения его функционала?

Игорь Клепцов: В настоящее время все госзаказчики Москвы работают в системе АИС ЕРКТ, которая создавалась при непосредственном участии нашей компании. Можно даже сказать, что сегодня без данной системы абсолютно невозможно провести процедуры размещения госзаказа, а также произвести оплаты за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, не зарегистрировав соответствующие документы в установленном порядке. Сейчас в системе работают уже около 3000 пользователей - это работники органов государственного управления или специализированных организаций. А московский портал госзакупок обеспечил полную прозрачность всех процедур, здесь, в соответствии с требованиями законодательства, нетрудно найти любую информацию о планируемых и проведенных закупках.

CNews: У Москвы появилась возможность готовить и проводить электронные аукционы - когда, на ваш взгляд, может быть проведен первый такой аукцион и когда этот механизм госзакупок может стать нормой для столицы?

Игорь Клепцов: Электронные аукционы в Москве проводятся с 2006 года, «попробовали» и убедились в его высокой эффективности первые 8 государственных заказчика столицы, включая и Тендерный комитет. Постепенно на этот вид размещения государственного заказа переходят и другие заказчики. Интерес к нему еще повысится, если будут приняты поправки к 94-ФЗ, позволяющие проводить электронные аукционы на сумму до 1000000 рублей, если госзаказчики сами убедятся в эффективности и простоте процедур, а также при утверждении Перечня закупок, рекомендованных к размещению этим способом.

CNews: Правительство Москвы предложило Минэкономразвития РФ применить столичный опыт госзакупок в регионах. Каковы, на ваш взгляд, перспективы реализации этого предложения? К каким положительным эффектам это может привести для субъектов Федерации?

Игорь Клепцов: По нашему мнению, опыт Москвы в вопросах разработки и внедрения эффективного и «прозрачного» механизма госзакупок трудно переоценить. Путь был непростой, но он успешно пройден. Разработана комплексная система, включающая, как я уже говорил, и законодательно-нормативные аспекты, и организационные, и программно- технические решения, и пр. Если МЭРТ РФ рекомендует субъектам Федерации использовать этот опыт, можно было бы избежать многих типичных ошибок и проблем, минимизировать затраты и сразу приступать непосредственно к работе. Об этом много говорилось на завершившейся недавно выставке Госзаказ 2007, активным участником которой был и НЦИТ «ИНТЕРТЕХ».

Июнь 2007 г. «CNews»

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79