ИТ-гиганты устремились в новый сектор ПО
Алексей Авдеев
Появившийся всего два-три года назад новый сектор корпоративного ПО – системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ) – по темпам своего развития значительно превосходит другие сегменты. Чтобы оказаться в числе лидеров на этом перспективном рынке, ведущие мировые поставщики, такие как SAP и IBM, вынуждены приобретать специализированные компании. Примечательно, что этот сектор российского рынка почти целиком принадлежит отечественным разработчикам.
Новые перспективы
Если сегодня такие термины как, например, ERP или CRM стали уже привычными, то аббревиатура «НСИ» нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. Действительно, разработка полноценного программного обеспечения для управления нормативно-справочной информацией началась не так давно; по мнению экспертов, данной сфере не более двух лет. Между тем, темпы развития этой области таковы, что ведущие мировые поставщики корпоративного ПО, чтобы угнаться за тенденциями, вынуждены приостанавливать собственные разработки, приобретать мелкие специализированные компании и уже на базе их решений строить свои системы.
Так, например, SAP AG начал разработку модуля MDM (Master Data Management – управление основными данными), который фактически и играет роль системы НСИ, около трех лет назад. Однако, чтобы поднять «горячую» тему быстрее конкурентов, немецкий гигант не стал полагаться на свои силы и летом 2004 года приобрел американскую фирму A2i. Именно эта покупка позволила значительно расширить возможности интегрированного в R/3 модуля MDM, тем самым, по заявлениям аналитиков, SAP заметно укрепил свои позиции в перспективном сегменте корпоративного ПО.
Аналогичный путь выбрал и IBM, который после покупки компании Ascential сразу занял лидирующие позиции на формирующемся рынке НСИ/MDM. По мнению экспертов, другие крупные поставщики корпоративных решений, такие, например, как Oracle и MBS, уже в текущем году должны представить рынку системы, содержащие полноценный функционал по управлению НСИ.
Обращает на себя внимание тот факт, что в области разработок систем НСИ отечественные компании фактически не отстают от западных. Недавно появившиеся, но уже достаточно известные разработки компании «ИНТЕРТЕХ» внедрены многими крупными предприятиями России. Другие российские ИТ-компании также не отстают и так или иначе информируют общественность о своих достижениях в этой области; среди них IBS, «ИКТ-Консалт», «Каталит», «Ланит» и др.
А что внутри?
Система НСИ представляет собой набор справочников и классификаторов, в которых с единых позиций описывается вся потребляемая и производимая компанией продукция, ее детали, их всесторонние характеристики, курсы валют, наименования других организаций, с которыми приходится контактировать, - в общем, вся та информация, которая нужна, чтобы говорить на одном языке и в одних терминах. Потребность в таких классификаторах неоспорима, однако возникает вопрос, необходимы ли для их поддержки специальное программное обеспечение и дорогостоящие консалтинговые услуги или все-таки компании могут обойтись силами своих специалистов?
В первую очередь нужно отметить, что объемы классификаторов зачастую недооценивают, - на практике один лишь справочник товарно-материальных ценностей (ТМЦ) содержит обычно сто-двести тысяч позиций. Количество контрагентов может достигать десятков тысяч, а объем справочников по техобслуживанию и ремонту (ТОР) –десятков миллионов записей. Такое количество информации нереально обработать не имея единой системы НСИ, поэтому в тех компаниях, где пользуются разобщенными классификаторами, суммарное количество позиций на порядок превосходит то число, которое эффективно необходимо для описания всех потребностей. Так, например, после внедрения классификатора ONTOLOGIC на НГХК «СИБУР» вычистка дублирующихся и некорректных записей, а также устаревшей номенклатуры, снятой с производства, привела к тому, что из исходных полутора миллионов позиций осталось всего около ста тысяч.
Из потребности в единой системе справочников и классификаторов вытекает необходимость в соответствующем программном обеспечении. Подобное ПО может быть написано своими силами, куплено в виде отдельного продукта, либо внедрено как один из модулей корпоративной информационной системы. Первый вариант решения – самописная НСИ – несмотря на множество очевидных минусов (высокие трудозатраты, низкая функциональность и т.д.), может быть оптимальным вариантом для предприятий, вся автоматизация которых построена на кустарных принципах. Причина заключается в том, что стандартные системы НСИ зачастую сложно интегрировать с «самодельными ERP».
Что же касается двух оставшихся вариантов, т.е. реализации в виде отдельного ПО либо в качестве модуля единой ERP-системы, ситуация выглядит примерно так же, как и с другими корпоративными программами - CRM, BI, SCM и т.д. Плюсами системы НСИ, выполненной в виде независимого ПО является большая функциональность, лучший учет отраслевой и национальной специфики. В то же время, в качестве преимущества модулей ERP можно назвать меньшую стоимость и возможность бесшовной интеграции с корпоративной информационной системой.
Между тем, сегодня различия в плюсах и минусах подобных вариантов реализации все больше стираются. Во-первых, разработчики специализированных НСИ с постепенным переходом к сервис-ориентированной архитектуре получают возможность все более тесной интеграции своих продуктов с ERP-системами. Так, например, российский «ИНТЕРТЕХ» сегодня разрабатывает решение, которое будет работать на технологической платформе SAP NetWeaver. Во-вторых, фактор различий в цене лицензии на ПО фактически перестает играть роль, поскольку сама лицензия стоит значительно дешевле консалтинговых услуг, необходимых для внедрения НСИ.
Стоимость услуг
Эксперты подчеркивают, что система НСИ – это не только программный продукт, но и целый комплекс мер, без которых внедренное ПО окажется пустой тратой денег. В первую очередь следует помнить, что далеко не все справочники и классификаторы содержат информацию, единую для всего государства или хотя бы отрасли. После внедрения системы НСИ значительную часть баз данных придется наполнять вручную, в соответствии с требованиями и стандартами конкретной организации.
Одна лишь вычистка из старых разобщенных корпоративных классификаторов дублирующихся записей уже является длительным и трудоемким процессом. Обработка одной записи материалов (включая классификацию) на российском рынке стоит $2-5, причем на западных – значительно дороже (до $20). Таким образом, одни лишь консалтинговые услуги по обработке и наполнению корпоративных справочников оценивается сотнями тысяч или миллионами долларов.
Вообще говоря, именно на эту часть проекта и приходятся основные затраты заказчика, поскольку собственно лицензия на систему НСИ стоит обычно значительно дешевле - порядка $100 тыс. Более того, бюджет проекта по внедрению системы НСИ с преднаполненными справочниками, которых обычно вполне достаточно предприятиям малого и среднего бизнеса, может составить всего несколько десятков тысяч долларов.
Помимо обработки корпоративных справочников, внедрение НСИ должно сопровождаться обучением персонала предприятия и написания регламента, который необходим для того, чтобы с новой системой максимально эффективно взаимодействовали все сотрудники и департаменты. Помимо того, что сотрудники организации должны уметь по мере необходимости работать с новым ПО, на предприятии требуется создать группу высококвалифицированных специалистов, которые образуют новое подразделение – службу ведения НСИ. В число задач этого департамента, состоящего обычно из 10-15 человек, включается обслуживание и пополнение корпоративных справочников и классификаторов.
Строго говоря, эти же специалисты из службы НСИ могут произвести первичную вычистку базы данных и заполнение ее нужной информацией, тем самым, «сэкономив» на консалтинговых услугах интегратора. Однако трудозатраты в подобной ситуации окажутся настолько высоки, что такой вариант реализации, в конечном счете, оказывается невыгодным.
Отечественные разработки
Экономический эффект от внедрения систем управления НСИ оценить сложно, поскольку он обычно он является косвенным, проявляясь, например, в виде оптимизации логистики. По статистике, использование централизованной системы НСИ может на несколько процентов уменьшить количество поставщиков, что приведет в увеличению оптовых скидок и снижению транспортных издержек.
С другой стороны, в некоторых случаях внедрение системы НСИ является просто необходимым. В качестве примера можно привести слияние ТНК и BP, в рамках которого отсутствие единой терминологии, особенно ярко проявившееся на фоне различий российских и международных стандартов, делало невозможным полноценное взаимодействие департаментов. На примере этого крупного проекта интересно отметить, что международный тендер на внедрение НСИ выиграл российский «ИНТЕРТЕХ».
Основные системы НСИ, представленные на российском рынке
Решение | Разработчик | Примеры внедрения |
Онтологический классификатор ONTOLOGIC | «ИНТЕРТЕХ» | «Татнефть», ТНК-ВР, «СИБУР», «Магнитогорский Металлургический Комбинат», «Трубная Металлургическая Компания», «Норильский Никель», Комплекс Архитектуры и Строительства Правительства Москвы |
Корпоративная система поддержки НСИ | IBS | «ЛУКойл» |
Автоматизированная система каталогизации | «Каталит» | Предприятия системы Министерства обороны РФ |
Система управления НСИ NORMА | «Ланит» | «Межрегиональный ТранзитТелеком» |
Система управления электронными каталогами | Unit Space | «Объединенные машиностроительные заводы» |
Автоматизированная система ведения корпоративного классификатора МТР | «Ника-ком» | |
Автоматизированная Система «Брэдфорд» | «Промсталь» | Мосэнерго |
Источник: CNews Analytics
Более того, в отличие от большинства других сегментов корпоративного ПО, на российском рынке НСИ налицо доминирование отечественных разработчиков. Ряд крупнейших предприятий России уже используют или внедряют решения отечественных компаний. Этот сектор сегодня очень динамичен, поскольку как государственные структуры, так и представители бизнеса испытывают потребность в едином детализированном описании товаров, работ и услуг.
Разработка и внедрение программного обеспечения, связанного с управлением НСИ, сегодня, безусловно, являются перспективными, поскольку, во-первых, конкуренция в этом секторе рынка пока менее жесткая, чем в большинстве уже сформировавшихся сегментов, и во-вторых, спрос на подобные продукты очень велик. «В настоящее время до 40-50% крупнейших предприятий России подходят к осознанию того, что им необходима централизованная система ведения нормативно-справочной информации», - говорит Дмитрий Выволокин, заместитель генерального директора компании «ИНТЕРТЕХ».
И сегодня сильные позиции российских разработчиков на отечественном рынке НСИ могут значительно укрепиться в результате сотрудничества с ведущими мировыми поставщиками. Так, например, перспективными являются партнерское соглашение между российским «ИНТЕРТЕХом» и немецким SAP’ом, в рамках которого создается решения для управления НСИ на основе технологической платформы NetWeaver. По заявлениям экспертов, можно надеяться, что российские разработки даже на мировом рынке сыграют значимую роль.
Алексей Авдеев / CNews
PРосБизнесКонсалтинг (РБК), CNews, 16 мая 2005 г
Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.
© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.
г. Москва
107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12
mail@intertech.ru
+7 (495) 737-73-83
г. Санкт-Петербург
192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б
spb@intertech.ru
+7 (812) 925-06-79