Тематический обзор
Системы электронных закупок: воскрешение в России

Влад Боркус

Благодаря ФЦП «Электронная Россия» и растущему интересу коммерческих компаний пользователи получают все более широкий выбор систем e-procurement

Общие вопросы, на которые нужно ответить перед внедрением системы закупок:

    Насколько важны для вас те задачи, которые, в принципе, позволяет решить система корпоративных закупок (соблюдение регламентов, снижение закупочных цен, большая открытость, возможность быстро закупить товар)?
    Достаточно ли ваша компания «системообразующая», чтобы привлечь поставщиков для работы в системе?
    Готовы ли вы менять бизнес-процессы компании и ее регламент, чтобы они соответствовали принятым в системе закупок? Насколько гибка сама система, чтобы настраиваться на ваши нужды?
    Какого типа отчеты дает система по итогам торгов? Позволят ли они добиться большей прозрачности выбора поставщика?
    Готова ли ваша инфраструктура и инфраструктура поставщиков к работе в системе?
    Нужна ли вам поддержка полного цикла документооборота в системе?
    Каковы будут затраты на ПО, оборудование и внедрение?
    Готовы ли вы более долго ждать отдачи от системы при том условии, что она будет лучше интегрирована с уже существующими в организации ИС?
    Как обеспечена безопасность системы, в том числе с точки зрения атак на нее через Интернет?
    Насколько для вас критична надежность разработчика системы закупок?

Основные страсти вокруг электронной коммерции (ЭК) утихли года два назад, но предложенные тогда идеи по-прежнему находят применение в реальной жизни. Будучи внедренными в корпоративной среде, решения ЭК все-таки обеспечивают заметное снижение затрат в долговременной перспективе — пусть даже отдача от них оказалась и не столь высокой, как ожидалось вначале.

В частности, получили признание системы автоматизации корпоративных закупок товаров через Интернет (e-procurement, ЕР). На Западе такие решения легли на хорошо подготовленную почву — их прообразы используются уже много лет благодаря виртуальным частным сетям (VPN) и стандартам электронного обмена данными (EDI). Эти технологии позволяли компаниям обмениваться в электронном виде каталогами продукции, заказами и накладными и при интеграции с системами внутренней автоматизации обеспечивали большую прозрачность процесса принятия решения по закупкам, позволяя экономить на цене закупаемого товара и снижать издержки на его приобретение. Однако их применение было сильно ограничено, так как для подключения к EDI-сетям покупателей поставщикам приходилось развертывать у себя дорогую ИТ- инфраструктуру. Появление Интернета и ориентированных на Web решений резко удешевило такое подключение, открыв перед поставщиками возможность работы с разными покупателями, а перед покупателями — проводить в электронной форме закупочные конкурсы среди поставщиков.

По сложности разработки и внедрения подобные системы сопоставимы с отдельными модулями ERP. Поэтому только позитивный опыт может оправдать их развертывание. Именно такой опыт и предопределяет то обстоятельство, что практически все производители ERP-peшений продолжают предлагать и решения ЕР. Более того, вместе с системами закупки комплектующих и рабочих материалов и торговыми Интернет- площадками они составляют основу формирующейся концепции цепочек поставок. При этом функции ERP- системы и ЕР четко разграничены: первая отвечает за автоматизацию внутренних бизнес-процессов, а вторая — за взаимодействие с внешним миром.

Как ни удивительно, но в последнее время и на российском рынке возник заметный спрос на корпоративные системы. Обозначилось два крупных сектора, где приложения ЕР наиболее востребованы, — вертикально интегрированные холдинги и государственные структуры. Частично это объясняется экономическими и управленческими соображениями (т. е. востребованностью полезных качеств систем), частично — стремлением создать образ более открытой компании, а в случае государственных структур — и другими факторами, скажем, необходимостью отчитываться о ходе выполнения программы «Электронная Россия».

По оценке компании Cognitive Technologies, у рынка систем ЕР в России отличный потенциал: в 2003 г. его объем составит 30—40 млн. долл. Из них 3 млн. будет получено при реализации ФЦП «Электронная Россия», 15 млн. дадут инвестиции со стороны региональных администраций, от 3 до 5 млн. — со стороны муниципальных образований и 10 млн. долл. обеспечат коммерческие компании. Общий же потенциал рынка систем электронных закупок еще выше: в течение 5—7 лет он может достичь объема в 900 млн. долл.

Перед структурой, решившей внедрять ЕР-систему, открывается широкий выбор ПО российских и зарубежных поставщиков. Производителей же систем, реально опробованных в «боевых условиях» (т. е. внедренных или находящихся в процессе внедрения), всего шесть — Ambit (www.ambit.ru), «ИНТЕРТЕХ» (www. intcrtech.ru), «Парус» (www.parus.ru), Cognitive Technologies (www.cognitive.ru), SAP (www.sap.ru) и Oracle (www.oracle. ru). Несколько попыток (в целом безуспешных) освоения данного сектора предприняла также компания CommerceOne.

Стоит отметить, что фактически эти системы распадаются на два класса: первые предназначены для коммерческих структур, вторые — для госсектора. В каждом из этих случаев система должна удовлетворять набору специфических требований; например, предпочтительно, чтобы система, внедряемая в крупной компании, позволяла вести в электронном виде документооборот, связанный с закупками, а для государственной структуры важно полное соответствие законодательству. В этом смысле госструктурам лучше ориентироваться на решения отечественных разработчиков, в то время как частные компании имеют большую свободу. Однако во многом выбор системы будет определяться целями руководства региона, а не ее технологическими свойствами (об этом ниже).

Важно также понимать, что подходы к построению решений компаний Ambit, Cognitive и «Парус» сильно отличаются как друг от друга, так и от класса решений, представленного продукцией «ИНТЕРТЕХ», SAP и Oracle. Скажем, основное преимущество системы Ambit — ее простота, а стало быть, и быстрая окупаемость при определенных условиях (это своего рода «1С-Бухгалтерия" рынка ЕР), но иногда такая простота может стать и ограничивающим фактором. Система «Парус» ориентирована в первую очередь на региональные госструктуры со сложной иерархией отношений и требует существенно больших усилий на внедрение. «ИНТЕРТЕХ» же хорошо вписывается в сегмент крупных компаний, но пытается выйти и на рынок государственных организаций, предлагая специализированную версию своего ПО. В этом обзоре мы рассмотрим решения трех российских поставщиков, приняв системы SAP E-Procurement и Oracle iProcure-ment за некий эталон.

Особенности систем закупок
разных производителей

«Ambit»

Сектор рынка: государство и частные компании, эпизодически проводящие торги.

Общее описание: система проведения пробных торгов с целью мониторинга цен.

Главные внедрения: администрации Новосибирской области, ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Аэропорт Толмачево» (г. Новосибирск), ООО «Торговый дом «Сибирский уголь»», ОАО «Сибирская нефтяная компания», ОАО ИСКИТИМЦЕМЕНТ.

Платформа: Microsoft.

Преимущества:

+ быстрое внедрение (месяц) благодаря простоте системы;
+ наличие средства сбора информации о рынке;
+ быстрая отдача инвестиций;
+ супернизкая цена; может поставляться бесплатно с отчислениями с транзакций; не требовательна к ресурсам;
+ простой HTML-интерфейс;
+ много внедрений, доказанный экономический эффект.

Недостатки:

- только фронт-офисная часть: нет многих теоретически важных функций — аналитического блока, встроенных средств документооборота, управления бизнес-процессами, формирования заявок;
- компания — startup.

Особенности: один критерий качества заявок — цена. Торги по принципу обратного аукциона.
Примечание. Имеется возможность стыковки с системой документооборота компании «Оптима».

«Cognitive Technologies»

Сектор рынка: государство и частные компании, эпизодически проводящие торги.

Общее описание: система с законченным циклом торгов.

Преимущества и недостатки: сопоставима по классу с системой Ambit.

Другие преимущества:

+ компания устойчиво работает более 10 лет;
+ есть отдельное средство для связи с системой документооборота;
+ поддержка других сценариев работы с поставщиками (прямые закупки) при внедрении в частной компании.

Другие недостатки:

- не до конца соответствует текущему законодательству, регламентирующему процедуру проведения конкурса по госзакупкам.

«Парус»

Сектор рынка:государственные компании, проводящие торги с умеренной частотой.

Общее описание:система сбора заявок, анализа цен и автоматизации работы конкурсных комиссий.

Внедрения (незавершенные):Челябинская область, Нижегородсткая область, Республики Саха Якутия, Чувашия.

Платформа:Java.

Преимущества:

+ оптимизирована для процессов государственного сектора;
+ учет низкой развитости ИТ-инфраструктуры, предусматривает подачу заявок в разной форме;
+ средства анализа качества заявок по многим критериям (это и минус, так как увеличивается вероятность списывания управленческих промахов на ПО);
+ средства консолидации заявок с нижележащих уровней государственной власти;
+ поддержка мощной корпорации, совместимость с ее ERP-, CRM-решениями;
+ невысокая цена.

Недостатки:

- не обеспечивает законченного цикла документооборота;
- требует высокой компьютерной грамотности пользователей;
- ориентация на Java-интерфейс приводит к долгой загрузке системы через Сеть, что может мешать ее использованию при плохой инфраструктуре Интернета;
- долгий цикл внедрения (до полугода);
- конченных внедрений пока нет.

«ИНТЕРТЕХ»

Сектор рынка: государство и крупные частные компании, часто проводящие торги.

Общее описание: система полной автоматизации закупочного процесса.

Внедрения:«Юкос ЕР», «Юкос RM», «Сибнефть».

Платформа:Microsoft.

Преимущества:

+ полный цикл поддержки бизнес-процессов закупки (как внутренних, так и внешних) на базе документооборота гарантирует соблюдение внутрикорпоративного регламента;
+ удобные средства настройки на существующую регламентную базу предприятия;
+ поддержка разных сценариев закупок;
+ наличие средств консолидации заявок;
+ наличие средств анализа качества заявок по многим критериям;
+ интерфейс для интеграции с бэк-офисом на базе ERP, платежными системами, ЭЦП;
+ опробованные внедрения в крупных корпорациях;
+ выход на отраслевую торговую площадку (только для нефтяной сферы);
+ жизнеспособность компании-производителя не вызывает сомнения;
+ чисто HTML-интерфейс.

Недостатки:

- высокая цена;
- долгий цикл внедрения.

Закупочные модули SAP, Oracle

Основные преимущества и недостатки — те же, что и у «ИНТЕРТЕХ»

Дополнительные преимущества:

+ часть более широкого решения по управлению цепочками поставок;
+ наличие собственных ERP-систем.

Дополнительные недостатки:

- российская специфика учитывается в значительно меньшей степени;
- производитель менее доступен в случае необходимости существенной адаптации системы.

PC WEEK № 10(376) 2003 г.

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79