Тематический обзор
Системы электронных закупок: воскрешение в России
Влад Боркус
Благодаря ФЦП «Электронная Россия» и растущему интересу коммерческих компаний пользователи получают все более широкий выбор систем e-procurement
Общие вопросы, на которые нужно ответить перед внедрением системы закупок:
• Насколько важны для вас те задачи, которые, в принципе, позволяет решить система корпоративных закупок (соблюдение регламентов, снижение закупочных цен, большая открытость, возможность быстро закупить товар)?
• Достаточно ли ваша компания «системообразующая», чтобы привлечь поставщиков для работы в системе?
• Готовы ли вы менять бизнес-процессы компании и ее регламент, чтобы они соответствовали принятым в системе закупок? Насколько гибка сама система, чтобы настраиваться на ваши нужды?
• Какого типа отчеты дает система по итогам торгов? Позволят ли они добиться большей прозрачности выбора поставщика?
• Готова ли ваша инфраструктура и инфраструктура поставщиков к работе в системе?
• Нужна ли вам поддержка полного цикла документооборота в системе?
• Каковы будут затраты на ПО, оборудование и внедрение?
• Готовы ли вы более долго ждать отдачи от системы при том условии, что она будет лучше интегрирована с уже существующими в организации ИС?
• Как обеспечена безопасность системы, в том числе с точки зрения атак на нее через Интернет?
• Насколько для вас критична надежность разработчика системы закупок?
Основные страсти вокруг электронной коммерции (ЭК) утихли года два назад, но предложенные тогда идеи по-прежнему находят применение в реальной жизни. Будучи внедренными в корпоративной среде, решения ЭК все-таки обеспечивают заметное снижение затрат в долговременной перспективе — пусть даже отдача от них оказалась и не столь высокой, как ожидалось вначале.
В частности, получили признание системы автоматизации корпоративных закупок товаров через Интернет (e-procurement, ЕР). На Западе такие решения легли на хорошо подготовленную почву — их прообразы используются уже много лет благодаря виртуальным частным сетям (VPN) и стандартам электронного обмена данными (EDI). Эти технологии позволяли компаниям обмениваться в электронном виде каталогами продукции, заказами и накладными и при интеграции с системами внутренней автоматизации обеспечивали большую прозрачность процесса принятия решения по закупкам, позволяя экономить на цене закупаемого товара и снижать издержки на его приобретение. Однако их применение было сильно ограничено, так как для подключения к EDI-сетям покупателей поставщикам приходилось развертывать у себя дорогую ИТ- инфраструктуру. Появление Интернета и ориентированных на Web решений резко удешевило такое подключение, открыв перед поставщиками возможность работы с разными покупателями, а перед покупателями — проводить в электронной форме закупочные конкурсы среди поставщиков.
По сложности разработки и внедрения подобные системы сопоставимы с отдельными модулями ERP. Поэтому только позитивный опыт может оправдать их развертывание. Именно такой опыт и предопределяет то обстоятельство, что практически все производители ERP-peшений продолжают предлагать и решения ЕР. Более того, вместе с системами закупки комплектующих и рабочих материалов и торговыми Интернет- площадками они составляют основу формирующейся концепции цепочек поставок. При этом функции ERP- системы и ЕР четко разграничены: первая отвечает за автоматизацию внутренних бизнес-процессов, а вторая — за взаимодействие с внешним миром.
Как ни удивительно, но в последнее время и на российском рынке возник заметный спрос на корпоративные системы. Обозначилось два крупных сектора, где приложения ЕР наиболее востребованы, — вертикально интегрированные холдинги и государственные структуры. Частично это объясняется экономическими и управленческими соображениями (т. е. востребованностью полезных качеств систем), частично — стремлением создать образ более открытой компании, а в случае государственных структур — и другими факторами, скажем, необходимостью отчитываться о ходе выполнения программы «Электронная Россия».
По оценке компании Cognitive Technologies, у рынка систем ЕР в России отличный потенциал: в 2003 г. его объем составит 30—40 млн. долл. Из них 3 млн. будет получено при реализации ФЦП «Электронная Россия», 15 млн. дадут инвестиции со стороны региональных администраций, от 3 до 5 млн. — со стороны муниципальных образований и 10 млн. долл. обеспечат коммерческие компании. Общий же потенциал рынка систем электронных закупок еще выше: в течение 5—7 лет он может достичь объема в 900 млн. долл.
Перед структурой, решившей внедрять ЕР-систему, открывается широкий выбор ПО российских и зарубежных поставщиков. Производителей же систем, реально опробованных в «боевых условиях» (т. е. внедренных или находящихся в процессе внедрения), всего шесть — Ambit (www.ambit.ru), «ИНТЕРТЕХ» (www. intcrtech.ru), «Парус» (www.parus.ru), Cognitive Technologies (www.cognitive.ru), SAP (www.sap.ru) и Oracle (www.oracle. ru). Несколько попыток (в целом безуспешных) освоения данного сектора предприняла также компания CommerceOne.
Стоит отметить, что фактически эти системы распадаются на два класса: первые предназначены для коммерческих структур, вторые — для госсектора. В каждом из этих случаев система должна удовлетворять набору специфических требований; например, предпочтительно, чтобы система, внедряемая в крупной компании, позволяла вести в электронном виде документооборот, связанный с закупками, а для государственной структуры важно полное соответствие законодательству. В этом смысле госструктурам лучше ориентироваться на решения отечественных разработчиков, в то время как частные компании имеют большую свободу. Однако во многом выбор системы будет определяться целями руководства региона, а не ее технологическими свойствами (об этом ниже).
Важно также понимать, что подходы к построению решений компаний Ambit, Cognitive и «Парус» сильно отличаются как друг от друга, так и от класса решений, представленного продукцией «ИНТЕРТЕХ», SAP и Oracle. Скажем, основное преимущество системы Ambit — ее простота, а стало быть, и быстрая окупаемость при определенных условиях (это своего рода «1С-Бухгалтерия" рынка ЕР), но иногда такая простота может стать и ограничивающим фактором. Система «Парус» ориентирована в первую очередь на региональные госструктуры со сложной иерархией отношений и требует существенно больших усилий на внедрение. «ИНТЕРТЕХ» же хорошо вписывается в сегмент крупных компаний, но пытается выйти и на рынок государственных организаций, предлагая специализированную версию своего ПО. В этом обзоре мы рассмотрим решения трех российских поставщиков, приняв системы SAP E-Procurement и Oracle iProcure-ment за некий эталон.
Особенности систем закупок
разных производителей
«Ambit»
Сектор рынка: государство и частные компании, эпизодически проводящие торги.
Общее описание: система проведения пробных торгов с целью мониторинга цен.
Главные внедрения: администрации Новосибирской области, ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Аэропорт Толмачево» (г. Новосибирск), ООО «Торговый дом «Сибирский уголь»», ОАО «Сибирская нефтяная компания», ОАО ИСКИТИМЦЕМЕНТ.
Платформа: Microsoft.
Преимущества:
+ быстрое внедрение (месяц) благодаря простоте системы;
+ наличие средства сбора информации о рынке;
+ быстрая отдача инвестиций;
+ супернизкая цена; может поставляться бесплатно с отчислениями с транзакций; не требовательна к ресурсам;
+ простой HTML-интерфейс;
+ много внедрений, доказанный экономический эффект.
Недостатки:
- только фронт-офисная часть: нет многих теоретически важных функций — аналитического блока, встроенных средств документооборота, управления бизнес-процессами, формирования заявок;
- компания — startup.
Особенности: один критерий качества заявок — цена. Торги по принципу обратного аукциона.
Примечание. Имеется возможность стыковки с системой документооборота компании «Оптима».
«Cognitive Technologies»
Сектор рынка: государство и частные компании, эпизодически проводящие торги.
Общее описание: система с законченным циклом торгов.
Преимущества и недостатки: сопоставима по классу с системой Ambit.
Другие преимущества:
+ компания устойчиво работает более 10 лет;
+ есть отдельное средство для связи с системой документооборота;
+ поддержка других сценариев работы с поставщиками (прямые закупки) при внедрении в частной компании.
Другие недостатки:
- не до конца соответствует текущему законодательству, регламентирующему процедуру проведения конкурса по госзакупкам.
«Парус»
Сектор рынка:государственные компании, проводящие торги с умеренной частотой.
Общее описание:система сбора заявок, анализа цен и автоматизации работы конкурсных комиссий.
Внедрения (незавершенные):Челябинская область, Нижегородсткая область, Республики Саха Якутия, Чувашия.
Платформа:Java.
Преимущества:
+ оптимизирована для процессов государственного сектора;
+ учет низкой развитости ИТ-инфраструктуры, предусматривает подачу заявок в разной форме;
+ средства анализа качества заявок по многим критериям (это и минус, так как увеличивается вероятность списывания управленческих промахов на ПО);
+ средства консолидации заявок с нижележащих уровней государственной власти;
+ поддержка мощной корпорации, совместимость с ее ERP-, CRM-решениями;
+ невысокая цена.
Недостатки:
- не обеспечивает законченного цикла документооборота;
- требует высокой компьютерной грамотности пользователей;
- ориентация на Java-интерфейс приводит к долгой загрузке системы через Сеть, что может мешать ее использованию при плохой инфраструктуре Интернета;
- долгий цикл внедрения (до полугода);
- конченных внедрений пока нет.
«ИНТЕРТЕХ»
Сектор рынка: государство и крупные частные компании, часто проводящие торги.
Общее описание: система полной автоматизации закупочного процесса.
Внедрения:«Юкос ЕР», «Юкос RM», «Сибнефть».
Платформа:Microsoft.
Преимущества:
+ полный цикл поддержки бизнес-процессов закупки (как внутренних, так и внешних) на базе документооборота гарантирует соблюдение внутрикорпоративного регламента;
+ удобные средства настройки на существующую регламентную базу предприятия;
+ поддержка разных сценариев закупок;
+ наличие средств консолидации заявок;
+ наличие средств анализа качества заявок по многим критериям;
+ интерфейс для интеграции с бэк-офисом на базе ERP, платежными системами, ЭЦП;
+ опробованные внедрения в крупных корпорациях;
+ выход на отраслевую торговую площадку (только для нефтяной сферы);
+ жизнеспособность компании-производителя не вызывает сомнения;
+ чисто HTML-интерфейс.
Недостатки:
- высокая цена;
- долгий цикл внедрения.
Закупочные модули SAP, Oracle
Основные преимущества и недостатки — те же, что и у «ИНТЕРТЕХ»
Дополнительные преимущества:
+ часть более широкого решения по управлению цепочками поставок;
+ наличие собственных ERP-систем.
Дополнительные недостатки:
- российская специфика учитывается в значительно меньшей степени;
- производитель менее доступен в случае необходимости существенной адаптации системы.
PC WEEK № 10(376) 2003 г.
Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.
© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.
г. Москва
107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12
mail@intertech.ru
+7 (495) 737-73-83
г. Санкт-Петербург
192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б
spb@intertech.ru
+7 (812) 925-06-79