ПРОЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
«Электронная Россия»: из виртуальности в реальность

Анна Шишкова

Современное динамично развивающееся государство не может оставаться в стороне от общемировых тенденций. Для России все более приоритетным становится обозначенное еще в прошлом, XX веке освоение информационных технологий и за их счет - переход к построению информационного, постиндустриального общества и новой экономики. Основное содержание принятой 28 января 2002 года Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - стимулирование процесса внедрения информационных технологий во все сферы экономики. По мнению авторов программы, широкомасштабное применение ИТ должно решить четыре важнейшие задачи: повышение конкурентоспособности экономики, создание эффективного государства, формирование технологической базы для дальнейшего развития гражданского общества и обеспечение нового качества «человеческого капитала».
Наш корреспондент АЛЛА ШИШКОВА попыталась разобраться, насколько актуальна для России названная Программа и каким образом она может быть реализована.

Вся «Электронная Россия»

На конференции «Инфобизнес- 2002: Россия. Цифровой век», состоявшейся 14-15 февраля 2002 г., авторы Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» организовали своего рода презентацию нового правительственного проекта для участников ИТ-рынка.

Начальник Департамента предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли РФ Церен Церенов считает, что за последние два года уже сформировались достаточные предпосылки для восстановления экономики России. Вместе с тем, хотя основные показатели экономического развития в последнее время и демонстрируют заметный рост, но чтобы вырваться из числа (будем откровенны) развивающихся стран в избранный круг развитых, нам необходимо сделать качественный рывок. И если в 20-30-е годы стимуляторами экономического роста СССР были символы индустриализации - цемент и сталь, в 50-60-е - научно-техническая революция и освоение Сибири, то сегодня архимедовским рычагом, способным сдвинуть огромную страну в направлении прогресса, следует признать информационные технологии.

Ц.Церенов: Собственно говоря, сегодня роль ИТ оказывается не менее определяющей, чем та, которую в начале индустриальной эпохи сыграли паровая машина и электричество.

По мнению авторов ФЦП «Электронная Россия», она закрепляет первую и крайне важную для страны официально оформленную идеологию на пути к вступлению в постиндустриальную эпоху. Общеизвестно, что разрыв между уровнем развития информационных технологий у нас и в других странах, особенно в США и Западной Европе, огромен. Специализация России на мировых рынках, ориентируясь отнюдь не на самые прогрессивные и современные тренды, а на обслуживание традиционных ниш сырья и полуфабрикатов, носит ярко выраженный пассивный характер. К примеру, российский экспорт высокотехнологичной продукции по объемам в два раза уступает индийскому экспорту услуг по разработке программного обеспечения - и это при том, что разработка принятой в 80-е годы программы развития ИТ в Индии шла в гораздо более тяжелых экономических условиях, нежели те, которые определяют нынешнее развитие России.

Вместе с тем, несмотря на, скажем так, количественное отставание России и в реальном секторе экономики, и в сфере государственного управления (по уровню оснащенности персональными компьютерами, числу пользователей Интернета, с точки зрения доли высоких технологий в ВВП и по ряду других показателей), на качественном срезе проблемы ситуация дает повод для оптимизма - ведь российские программисты до сих пор считаются лучшими в мире. Только работают они, увы, либо над созданием программ в Штатах (в так называемой «силиконовой долине»), либо по подготовке армии индийских программистов, экспансия которых по всему миру общеизвестна, а потому в комментариях не нуждается.

 Проблема «утечки мозгов» особенно актуальна для России, и в этом смысле государству следует мобилизовать усилия, с тем чтобы удержать тех специалистов ИТ - не менее квалифицированных и талантливых, кто пока еще остается здесь. Для них, несомненно, надо создать определенные условия, которые могли бы открыть перед ними перспективу дальнейшего профессионального роста и возможности самореализации. Ведь не секрет, что «утечка мозгов» связана в первую очередь с отсутствием спроса на интеллектуальный продукт и уже потом - с экономической несостоятельностью работодателя, будь то государство или частное лицо. Психология человека, занятого в интеллектуальной сфере, несколько отличается от менталитета работника, занятого в производстве или в сфере обслуживания. Если для последних определяющими факторами выступают деньги, карьера и социальное положение, то первые руководствуются другим стимулом - возможность профессионального роста, что приводит к появлению новых интеллектуальных продуктов, которые будут востребованы рынком. Поскольку этот рынок в России не развернут, то динамичное развитие индустрии ИТ у нас носит точечный характер. Реализация же ФЦП «Электронная Россия» создаст предпосылки для наращивания потенциала ИТ-пред-приятий, что, в свою очередь, будет стимулировать их дальнейшее развитие.

При разработке проекта авторам было на что ориентироваться: по оценкам Минэкономразвития ежегодный рост ИТ-индустрии в последние годы составлял не менее 20% и у нас давно уже доступны самые современные услуги, технологии и программное обеспечение. Около 10 тыс. предприятий, задействованных в сфере ИТ, сумели сохранить кадровый потенциал и добиться наименьшего уровня отставания по производительности труда от США. В целом это одна из самых успешных рыночных и динамично развивающихся отраслей российской экономики. Тем не менее ФЦП «Электронная Россия» не следует воспринимать как «вмешательство государства» в ИТ-рынок - она не является программой развития сектора ИТ в стране как такового, а всего лишь создает массовый спрос на высокотехнологичные информационные продукты и услуги (что, понятно, будет способствовать и бурному развитию отрасли, и минимизации интеллектуальных потерь от «утечки мозгов» из страны).

 Ц.Церенов: Программа не затрагивает вопросы развития самой индустрии информационных технологий, а нацелена на решение общенациональных задач в этом направлении, опережающий рост этого сегмента и переход всей экономики фактически к новому укладу. Программа должна активизировать внедрение новых технологий во всех отраслях экономики, преобразовать общество и сформировать новые отношения между гражданами и государством. Это стало общемировой тенденцией последнего десятилетия в индустриально развитых странах, где внедрение современных ИТ в любых сферах бизнеса составляет основу для снижения транзакционных издержек, для роста производительности труда и повышения эффективности. В результате растет конкурентоспособность не только отдельных компаний, но и государств в целом.

Опыт десятков стран, стремящихся к экономическому росту и где ИТ стали национальным приоритетом, показывает, что успех напрямую зависит от сотрудничества государства с бизнесом, в котором государство обычно берет на себя лидирующую роль, поскольку речь идет о масштабных изменениях во всех сферах жизни общества. К тому же построение «информационного общества» - процесс, требующий серьезных материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, индустрии информационных технологий и, конечно же, на обеспечение гражданам возможностей доступа к новым ресурсам и видам услуг сервиса. Для государства это достаточно выгодная инвестиция - например, США вкладывают в развитие информационных технологий до 10% ВВП, а «на выходе» получают свыше 25% ВВП, который и формируется как раз за счет этого сектора экономики. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в других развитых странах.

В рамках ФЦП «Электронная Россия» развитие информационных технологий определяется в качестве одного из национальных приоритетов, причем как в среднесрочной перспективе - до 2010 г., так и в краткосрочной - до 2004 г. Минэкономразвития совместно с другими ведомствами в довольно сжатые сроки подготовило эту Программу, которая по ходу реализации допускает корректировки по ряду направлений, и в этом смысле ее следует рассматривать скорее как план действий, сориентированный на динамику федерального бюджета.

Программа состоит из четырех основных блоков. Прежде всего предстоит решить проблему госрегулирования, что предполагает модернизацию законодательства, подготовку проектов законов, необходимых для развития ИТ, снижение административных барьеров и либерализацию процесса в целом. Далее следует реализация идеи «автоматизированного правительства», затем - вопросы образования, и наконец - обеспечение доступа к публичным информационным сетям и снижение уровня «цифрового неравенства» населения России.

Управление программой возложено на координационный совет, которому придан статус межведомственной комиссии Правительства РФ под руководством министра Минэкономразвития Германа Грефа, его заместителем назначен министр связи и информатизации Леонид Рейман. В состав совета войдут руководители федеральных органов власти, и прежде всего тех, которые уже реализуют программы, связанные с развитием ИТ. К числу их функций отнесено решение стратегической задачи - координации всех федеральных, ведомственных и региональных программ в сфере ИТ. Совет займется вопросами расходования средств, ежегодно выделяемых из бюджета, и будет инициировать предложения о поддержке крупных проектов информатизации бюджетными средствами. При координационном совете создается экспертный совет, куда войдут представители как индустрии ИТ, так и научных и промышленных кругов. Оперативное управление Программой будет осуществлять сформированная усилиями Минсвязи дирекция.

Этапы реализации ФЦП «Электронная Россия» соответствуют актуальности задач, требующих решения для поступательного перехода на следующий уровень проблемы - электронизации всей страны. Подготовительный этап традиционно посвящен законодательной базе и по плану авторов программы должен быть завершен до конца этого года.

Ц.Церенов: Важно построить законодательную основу для максимально активного развития сектора ИТ. Эта работа идет уже в течение нескольких лет, рассматривается значительное число законопроектов и постоянно предлагаются новые. Однако все это начинает вызывать массу вопросов. Почему, например, разрабатывается именно этот, а не другой закон? Почему авторы законопроектов стремятся в одних сегментах оформить государственное регулирование, а в других - нет? Выход может быть найден в формировании единой, непротиворечивой концепции развития законодательства, относящегося к ИТ. Это значит сформировать цели, а уже затем понять, в какой степени их достижение зависит от тех или иных законодательных инициатив.

На первом этапе реализации ФЦП «Электронная Россия» предстоит провести инвентаризацию и анализ всего того, что уже создано в сфере ИТ: до сих пор, в том числе и у авторов проекта, отсутствует комплексное видение ситуации - в какой стадии развития находится индустрия ИТ, какова степень освоения новых технологий обществом и бизнесом. Программа ставит задачу не только выявления основных показателей воздействия ИТ на жизнь страны, но и формирование системы их мониторинга. Уже в текущем году ожидается выполнение ряда пилотных проектов практически по всем направлениям ФЦП. Главная задача здесь - осуществление пусть не слишком масштабных, но законченных проектов, способных продемонстрировать, что «время пришло» и страна готова к переходу на новые технологии.

Следующий этап программы, охватывающий собой 2003-2004 гг., предполагает массовое развитие и внедрение ИТ в сферу государственного управления. На этом отрезке возрастет объем средств, выделяемых из государственного бюджета. По прогнозам, в это время ожидается заметный подъем в сфере корпоративной автоматизации - вслед за предприятиями-лидерами, занимающими ведущие позиции в сфере развития информационных инфраструктур, «середняки» сосредоточатся на создании и освоении «внутрикорпоративной автоматизации». А государство, со своей стороны, начнет активное внедрение информационных проектов в федеральных ведомствах, включая их переход к электронному документообороту и техническое переоснащение.

В период 2005-2010 гг. планируется консолидировать результаты предыдущих этапов. На их основе будет построена система межведомственного электронного документооборота, и государство начнет выступать уже в качестве непосредственного участника ИТ-рынка, ибо будет предоставлять все более широкий ассортимент информационных услуг как хозяйствующим субъектам, так и гражданам.

Выделяемые на реализацию Программы бюджетные средства распределены по трем основным участкам - финансирование научно-исследовательских работ, капитальные вложения (инвестиции) и «прочие расходы». Общий объем средств, необходимых для реализации программы - 77 179,1 млн руб.; из них 39 383 млн - из федерального бюджета, 22 610 млн планируется задействовать из бюджетов субъектов Российской Федерации и 15 186 млн - из внебюджетных источников. Не вдаваясь в подробности относительно распределения этих средств (ибо это отдельная проблема), обратим внимание на выделенную в Программе позицию - «Разработка и создание системы электронной торговли».

Мероприятия этого направления предусматривают создание системы электронной торговли, в том числе для осуществления закупок продукции для государственных нужд. Предполагается, что это не только существенно повысит эффективность расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федераций, но и создаст предпосылки для широкого использования ИТ в процессе взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. Несомненно, внедрение методов и технологий электронной торговли потребует уточнений и дополнений существующей нормативной правовой базы с учетом международных норм и принятых Россией международных обязательств в сфере торговли. Для достижения этих целей ФЦП планирует создать:

   единую информационную инфраструктуру электронной торговли, куда войдет и общероссийская система информационно-маркетинговых центров;
   систему электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных нужд;
   единую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки.

Создание системы электронной торговли позволит автоматизировать этот процесс во всех федеральных органах исполнительной власти и, по мнению авторов Программы, значительно уменьшит издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократит потери и станет профилактикой присущих этому процессу злоупотреблений как со стороны чиновников, так и со стороны исполнителей госзаказа. Для государственных заказчиков будут созданы типовые комплексы аппаратных и программных средств, необходимых для проведения такой электронной торговли. Ожидаемая экономия бюджетных средств от внедрения системы составит примерно 15%.

Система информационно-маркетинговых центров создается для решения следующих задач:

    формирование единого информационного пространства, объединяющего данные о предложении и спросе по всей номенклатуре товаров и услуг;
    подготовка информационно-аналитических материалов по различным аспектам состояния предложения и спроса товаров и услуг по регионам и по стране в целом;
    формирование условий для значительного увеличения числа хозяйствующих субъектов - постоянных пользователей компьютерных сетей;
    обеспечение информационной и функциональной взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли.

Названная система будет способствовать поддержке и актуализации разрабатываемой в рамках этого направления единой базы данных о продукции и услугах, которая через компьютерные сети станет доступна для всех граждан, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти.

Конечно, можно было бы позлорадствовать по поводу далеко идущих планов авторов Программы, вспомнить афоризм о благих намерениях, напророчить исключительно виртуальную судьбу - если бы уже сегодня в нашей стране не существовала действующая модель этой ФЦП, так сказать, в миниатюре. Этот опыт достоин пристального внимания. И не только потому, что он являет собой пример успешного применения информационных Интернет-технологий в самой доходной отрасли - нефтегазовой, но еще и потому, что богатые, как известно, более консервативны и рискуют, лишь учуяв запах больших денег.

Система «ИНМАРСИС»:
прообраз «электронизации всей страны»

Первая в России электронная торговая площадка нефтегазового оборудования и материалов ИНМАРСИС заработала в 1999 г., но свою историю отсчитывает с 1996-го, когда В/О «Союзнефтеоборудование» позволило разработчикам в порядке эксперимента запустить первый интернет-проект в нефтегазовой отрасли. Эксперимент удался: через созданный интернет-сайт было совершено несколько сделок с новыми заказчиками - и это тогда, когда отечественный бизнес еще даже не воспринимал понятия «электронная торговая площадка». Напомню: в то время в обществе, в том числе и среди предпринимателей, бытовало отношение к Интернету скорее как к игрушке. Самое достойное определение Интернета, которое тогда доводилось слышать - средство массовой коммуникации. Прошло совсем немного времени, а мы уже оперируем понятиями «электронная коммерция", «электронная торговая площадка», «электронная система снабжения».

Разработанная московской компанией «ИНТЕРТЕХ», электронная торговая площадка, специализирующаяся на оборудовании для нефтяной и газовой промышленности, ИНМАРСИС (Inmarsys - аббревиатура Industrial Marketing Systems, что в переводе с английского означает «промышленная маркетинговая система») начала функционировать в тестовом режиме с декабря 1999 г. и была введена в промышленную эксплуатацию в мае 2000 г. В марте 2002-го этот проект, осуществляемый на базе решений для электронной коммерции, предлагаемых компаниями «Microsoft», «SAP» и «Oracle», стал самоокупаемым благодаря усилиям всего около 70 человек персонала проекта, работающих в том числе и в региональных представительствах компании.

История становления этой электронной торговой площадки началась с разработки сайта www.oil-equip.ru, запущенного «ИНТЕРТЕХом» в 1996 г. На начальном этапе сайт играл чисто информационную роль на нем выставлялись предложения компаний-поставщиков нефтяного оборудования с подробным его описанием, но отсутствовала возможность формирования заказа, равно как и другие элементы электронной торговой площадки. Неудивительно, что экономическая эффективность сайта для 15 компаний, разместивших на нем свои предложения, была невысока, ибо в то время многие потенциальные покупатели нефтяного оборудования даже не имели доступа к Интернету. Тем не менее с развитием Интернет-технологий в России возрос интерес и к возможности совершать электронные сделки, в том числе закупки оборудования и материалов. Модернизированный вариант проекта «ИНТЕРТЕХа» многие компании восприняли как сигнал к действию и стали его участниками. В результате сегодня через электронную торговую площадку «ИНМАР-СИС» продается нефтяное и газовое оборудование по более чем 200 тыс. позициям.

Самое ценное в этой системе то, что она работает в режиме реального времени. А время, как известно, это деньги - в данном случае реально сэкономленные. Кроме того, подключение к системе «ИНМАРСИС» дает компаниям возможность выставлять свои предложения и заявки на покупку, участвовать в тендерах и аукционах, вести преддоговорную работу, формировать аналитические материалы, использовать другие сервисные возможности. Не случайно в числе наиболее активных участников тендеров, организованных на электронной торговой площадке «ИНМАРСИС», оказалась одна из ведущих (и продвинутых по части освоения новых технологий) российских нефтяных компаний - «ЮКОС». На ее долю приходится около четверти всех реализованных системой (более 100) тендеров - на нефтепромысловое и буровое оборудование и материалы, включая агрегаты для ремонта скважин, насосы, трубную, кабельную и химическую продукцию. Среди клиентов «ИНМАРСИС» - «Башнефть», «Татнефть», «ЛУКойЛ», «ТНК» и «Славнефть», а также «ГНКАР», «Казахойл», «ИТЕРА» и ряд украинских компаний. Помимо представителей ближнего зарубежья в системе участвуют компании-поставщики из Великобритании, Румынии, Германии, Австрии, Франции, Южной Кореи и Италии, а также расположенные на территории стран СНГ представительства международных нефтяных компаний, которые, как правило, выступают в качестве покупателей. И все-таки круг потенциальных клиентов системы достаточно узок - это диктуется специфичной направленностью данной электронной торговой площадки. Тем не менее из 15 крупных российских нефтяных компаний и около 150 более мелких большинство уже стали клиентами «ИНМАРСИС», что говорит, в первую очередь, об эффективности налаженного системой механизма.

Описываемая электронная торговая площадка интересна не только нефтянникам и производителям аналогичного оборудования. Подавляющее большинство предприятий нефтегазовой отрасли расположены в районах добычи и переработки и, как правило, несут на себе груз проблем, сопутствующих содержанию и обслуживанию градообразующих предприятий. Поэтому нефтяные компании заняты поиском не только нефти или оборудования для ее добычи и переработки, но и совершенно тривиальных строительных материалов и т.п.

Ну а кто откажется от возможности стать поставщиком крупной нефтяной компании? Такой шанс есть, если использовать доступ к системе «ИНМАРСИС»: предприятие заполняет регистрационную форму непосредственно на сайте www.inmarsis.ru либо присылает ее по факсу или по почте. После проверки операторами введенных данных новому пользователю отсылают ключ и пароль - и можно работать в системе с другими, уже зарегистрированными ее пользователями (а таковых около 7 тыс.). Здесь содержится подробная информация по каждой позиции товара или услуг - наименование, обозначение и стандарты (ГОСТы, API), комплектация, техническая характеристика, ориентировочная цена на товар или услугу. В системе представлены нефтегазовое, геологоразведочное и буровое оборудование, оборудование для добычи и ремонта скважин, для транспортировки нефти и газа, запчасти, материалы, продукция химии и нефтехимии, электрооборудование, строительная техника и материалы, хозяйственно-бытовые изделия и спецодежда, сопутствующие материалы и оборудование и много других промышленных товаров и услуг. Всего в базе каталогов - 200 тыс. позиций.

Разумеется, доступ в систему небесплатен, он составляет около 150$ в месяц. Зато эта электронная торговая площадка не берет никаких комиссионных со сделок. К тому же при подписке на длительный срок - от нескольких месяцев до года - действуют существенные скидки до 40%. Дополнительные скидки предусмотрены заводам. Плата за доступ открывает пользователю все возможности для работы в системе, включая участие в тендерах и аукционах онлайн. Отдельно оплачиваются лишь услуги по организации и проведению тендеров и аукционов, но эти расходы несут только непосредственно организаторы.

В целом можно сказать, что пользователь «ИНМАРСИС» получает своеобразное АРМ - автоматизированное рабочее место сбытовика и снабженца. Основные операции - это поиск требуемой продукции или услуг по наименованию, обозначению, модели, стандарту или варианту исполнения, по техническим характеристикам и классам изделий. Конечно же, есть и доска объявлений (которой и ограничиваются обычно другие подобные системы) - на ней пользователь может «повесить» свою информацию. И совсем недавно - с 11 октября 2002 г. - система «ИНМАРСИС» стала предоставлять своим пользователям еще одну услугу: возможность реализации складских излишков.

В крупных компаниях эта проблема - одна из острейших: в связи с изменением производственной географии, приоритетов работ или объема финансирования, необходимость в оборудовании и материалах, приобретенных для нужд предприятия, может отпасть в день поступления на склады. В результате совершенно новое оборудование, вне зависимости от даты выпуска, становится неликвидом, и компании, как следствие, несут финансовые потери.

Другая сторона той же проблемы - задержка с поставками мелкооптового или единичного объема продукции. Как правило, во избежание финансовых потерь в ожидании необходимой отгрузочной нормы крупные компании заказывают лишние материалы. В результате приобретенные без производственной необходимости, они сразу оказываются складскими излишками. «ИНМАРСИС» своей новой услугой раздвинула информационные границы отдельных компаний, создав единое отраслевое информационное пространство. Ежедневная работа в системе позволяет снабженцам компаний не только «видеть" спрос и предложения товаров и услуг других пользователей, но и сделать «видимыми» для других собственные складские излишки и потребности в оборудовании и материалах - для этого достаточно ввести соответствующие сведения в систему. Так решается проблема оперативного сбыта или закупки малой партии товара и оптимизируются транспортные схемы.

На сегодняшний день электронная торгово-промышленная площадка ИНМАРСИС не только самая крупная в этой области (около 1 млн товарных позиций), но и самый большой виртуальный склад излишков нефтегазовых компаний (около 20 тыс. позиций). Правда, в контексте сказанного слово «виртуальный» относится лишь к форме реализации, потому как через этот склад реализуются товары самые что ни на есть материальные.

Все это, конечно, хорошо, скажет взыскательный читатель, но стоило ли называть систему «ИНМАРСИС», ни много ни мало, прообразом «электронизации всей страны»? Стоило. Во-первых, хотя бы потому, что немалый опыт, наработанный Научным центром Интернет-технологий «ИНТЕРТЕХ», уже сам по себе заслуживает изучения, потому как - успешен. Во-вторых, вспомните о заявленных в ФЦП «Электронная Россия» задачах. Например, о необходимости «создать единую информационную инфраструктуру электронной торговли, включающую общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров; систему электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных нужд; единую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки». ИНМАРСИС, собственно, уже сделала это - в отдельно взятой отрасли. А что касается госзакупок, то тема вообще интересная.

Совсем недавно, 14 октября, на «круглом столе» («Проблемы функционирования системы государственных закупок и направления ее дальнейшего развития»), организованном Минэкономразвития и Ассоциацией содействия развитию конкурсных закупок, представители госзаказчиков и поставщиков обсуждали процесс формирования и развития системы государственных закупок - вопросы реализации системы конкурсного размещения заказов, итоги проверок, типичные нарушения и другие проблемы. Участники диспута пришли к выводу, что использование систем электронных закупок может служить инструментом решения спорных вопросов при проведении конкурсов на поставку товаров и услуг. Убедительным примером эффективности электронных систем стала демонстрация возможностей Автоматизированной системы организации государственных закупок - АС-ОГЗ, которую представил президент НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» Д.Е.Гулько. Замминистра Минэкономразвития А.В.Шаронов заинтересовался возможностью использования АС-ОГЗ для реальных конкурсов... Но это уже отдельная тема.

№ 11(223) 2002 г. «Законодательство и экономика»

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек