ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА

Александр КЕДА
Начальник информационно-аналитической службы
«Объединенной редакции изданий Мэра
и Правительства Москвы», кандидат технических наук.

Существующий опыт проведения городских закупок, основанный на конкурсном подходе, показал, что достойной альтернативы прозрачному и конкурентному процессу размещения городского заказа не существует. Субъективизм и закрытость порождают коррупцию, нерациональное расходование бюджетных средств. Публичность же сводит на нет возможность «подковерной борьбы».
      По аналитическим данным отечественных специалистов, при проведении открытых конкурсных процедур наблюдается экономия бюджетных средств от 10% ДО 20%. По данным Мосгоркомстата, общая сумма средств, предусмотренная заказчиком для закупки товаров, работ и услуг в 2001 году, составила 39 506 млн. рублей -это огромный резерв экономии бюджетных средств.

В связи с этим в рамках исполнения РМ№ 653 от 05.07.2001 года «О создании ОАО «Объединенная редакция Мэрии Москвы» и неотложных мерах по обеспечению его деятельности» информационно-аналитическая служба (ИАС) редакции разработала и внедрила в опытную эксплуатацию автоматизированную систему баз данных, которая уже сейчас реально решает многие актуальные задачи, связанные с анализом степени прозрачности и открытости конкурсов, проводимых заказчиками и организаторами торгов (конкурсов).

ИАС редакции осуществляет централизованный сбор, обработку и распространение первичной оперативной информации о планирующихся и проведенных конкурсах на городской заказ и их результатах, проводит аналитическую и статистическую обработку этой информации и публикует эти данные в журнале «Бюллетень оперативной информации «Московские Торги».

Практическая работа, проводимая редакцией в течение 2001 года в этой области, показала, что уже на этапе подготовки и проведения торгов, этапе сбора объявлений о конкурсах складывается совсем неблагополучная картина.

Так, например, по отчетам заказчиков Мосгоркомстату, общее количество открытых торгов равно 1 509, в Бюллетень подано 877 объявлений (58% от общего количества), и это несмотря на то, что по распоряжению РМ № 653 от 05.07 2001 года публикация в нем является обязательной.

В Мосгоркомстат префектурой Юго-Восточного административного округа поданы данные о проведении 186 открытых конкурсов (в Бюллетень подано 18 объявлений). Префектурой Северо-Восточного округа проведен 361 конкурс, из них 359 - открытых (в Бюллетень подано 29 объявлений).

Также серьезно стоит вопрос о датах проведения конкурсов. По нашему опыту работы с районными управами и дирекциями единого заказчика, не менее 50% заказчиков, а также их организаторов торгов постоянно делают попытки обойти директивные (не менее 30 дней) сроки проведения конкурсов, и объявление их происходит не тогда, когда это положено по закону № 4 от 10 марта 2000 года, а когда им приказывают вышестоящие органы управления.

Эти примеры наглядно показывают, что как заказчики, так и организаторы конкурсов не горят желанием сделать их более прозрачными или открытыми, публикуя при этом объявления о проводимых конкурсах в малотиражных территориальных средствах массовой информации. Но благодаря распоряжению Мэра № 653 от 05.07.3001 года на сегодня сложилась уникальная ситуация, когда в такой полностью децентрализованной системе размещения городского заказа существует журнал «Бюллетень оперативной информации Московские Торги», который централизованно собирает и анализирует всю внешнюю оперативную информацию, а также представляет ее руководству и широкой общественности.

Материал, представленный в данной публикации, получен на основании практического опыта информационно-аналитической службы «Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы», накопленного в течение последнего, 2001 года. Работа заключалась в сборе, обработке и анализе первичной оперативной информации процесса размещения городского заказа.

В статье рассматриваются вопросы построения базы данных оперативной информации, позволяющей организовать эффективную информационную поддержку конкурсных торгов, проводящихся в Москве. Кроме того, поставлены и предложены пути решения вопросов, связанных с организацией и определением основных задач Службы информационного оповещения в области сбора и обработки первичной информации о городских закупках, разработки автоматизированной системы баз данных, поддерживающей эту службу и ее функционирование.

Определено, что основной задачей такой службы должно быть обеспечение необходимого и достаточного набора функций, полностью исключающих или резко уменьшающих возможность недобросовестного выбора поставщика товаров, работ и услуг, скрытие информации о проводимых торгах, результатов конкурсов и другой информации, затрудняющей обеспечение открытости и прозрачности процессов подготовки и проведения конкурсов по размещению городского заказа.

Основные термины и понятия, используемые в данной публикации

1. Прокьюремент - совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально удовлетворить потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов.
2. Городской заказ - приобретение государственным или муниципальным заказчиком товаров, работ и услуг за счет средств соответствующих бюджетов и фондов.
3. Конкурсные торги - это способ выдачи заказов на поставку товаров, закупки услуг или выдачу подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязательности предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организаторов.
 4. К внешнему информационному обеспечению здесь мы относим:
      4.1. Сбор, обработку и распространение первичной информации:
      A) информационные сообщения заказчиков;
      Б) сведения о проведении предварительных квалификационных конкурсов;
      B) результаты торгов (конкурсов).
      4.2. Сбор, обработку и распространение нормативно-справочной информации, когда до сведения общественности доводятся нормативные и методические акты в области торгов (конкурсов)в целом.
      4.3. Сбор, обработку и распространение материалов по обмену опытом, научных достижений, мнения специалистов и экспертов по вопросам организации и проведения конкурсов, а также информации, преследующей цели пропаганды.

Основным принципом прокьюремента является открытость и гласность проведения торгов, когда все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления их победителей, осуществляются публично и каждый претендент и участник может с ними ознакомиться.

Обеспечение открытости и гласности конкурсов предполагает доступ широкой общественности к информационным ресурсам всех субъектов торгов -заказчика, организатора, поставщика товаров, работ, услуг и могут быть обеспечены лишь при наличии единого информационного пространство и системы баз данных, где могла бы собираться и анализироваться информация о том, как были собраны, размещены и израсходованы бюджетные средства.

В настоящее время основное внимание разработчиков систем баз данных конкурсных торгов уделяется разработке так называемого «внутреннего» информационного обеспечения, включающего в себя информационные потоки, возникающие в процессе формирования, размещения, исполнения, учета и контроля городского заказа. В то же время широкий круг вопросов, касающийся разработки информационных систем оповещения общественности, в том числе и потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг («внешнее» информационное обеспечение), остается вне интересов разработчиков систем баз данных, включающих его, как правило, в единый программный комплекс в виде «доски объявлений».

Между тем внешнее информационное обеспечение представляет собой большую отдельную программную систему, интегрированную с основным комплексом программ, и использует единое с ним информационное пространство поля конкурсных торгов.

Как нетрудно заметить, все перечисленные в п. 4 направления можно смело отнести к компетенции «Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы».

В настоящее время в Москве в принципе нет службы, обладающей всей полнотой информации о проводимых в городе торгах, аукционах, конкурсах, а наличие подобной информации решает многие вопросы, связанные не только с обеспечением «прозрачности» торгов, но и является исходным пунктом в деле построения всей автоматизированной системы городских закупок, начиная от формирования бюджета до осуществления контроля по его исполнению.

В связи с этим назрела необходимость создания централизованной Службы информационного оповещения в области сбора и обработки первичной информации о закупках.

Такая служба может быть организована на базе «Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы», специалисты которой обладают достаточным опытом, информационным ресурсом, а также творческим потенциалом, необходимым для реализации этой задачи. В своей деятельности служба должна опираться на комплексную автоматизированную систему внешнего информационного обеспечения городского заказа (ВИО ГЗ).

Необходимым условием существования и успешного функционирования автоматизированной системы, поддерживающей работу такой службы, должно стать выполнение требований, предъявляемых к ней основополагающими положениями концепции автоматизации всего бюджетного процесса города, где информационная, программная и техническая составляющие ВИО ГЗ будут ее органической частью (рис. 1).

РИС. 1

В основу информационного ресурса системы закладывается база данных о всех закупках продукции (товаров, работ и услуг) для городских нужд. В соответствии с Законом города Москвы «О городских государственных заказах» городские заказы размещаются преимущественно через конкурсы (тендеры), а в соответствии с распоряжением Мэра № 653 от 05.07.2001 года вся информация об открытых торгах должна быть опубликована в официальном органе Мэра и Правительства Москвы - журнале «Бюллетень оперативной информации «Московские Торги».

В нашем случае в системе ВОЙ ГЗ хранятся данные о планируемых и проведенных конкурсах, данные о главных распорядителях, распорядителях и прямых получателях бюджетных средств, об организаторах конкурсов, о выставленных на конкурс лотах, об особенностях конкурсных процедур, результатах конкурсов, его победителях и т.д.

Главными принципами создания и внедрения автоматизированной системы ВИО ГЗ были принципы: ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА, базирующийся на проведенной систематизации накопленных знаний и опыта, ПРИНЦИП КОНЦЕНТРАЦИИ информационных ресурсов в едином центре для обеспечения прозрачности процессов, максимальной защиты данных и их достоверности, ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ создаваемого программного продукта от разработчика на стадии эксплуатации, ПРИНЦИП АДАПТИРУЕМОСТИ программного продукта к изменениям нормативно-законодательной базы без остановки производственного процесса, ПРИНЦИП РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА к информации в соответствии с должностными полномочиями, а также ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ системы для наращивания и модернизации путем последовательной разработки, внедрения или замены отдельных модулей.

Такой подход к разработке системы позволил нам уже сейчас провести анализ существующих систем информационной поддержки «внутренних» процедур конкурсных торгов и сделать предварительный выбор системы наиболее подходящей для решения вопросов ее интеграции с системой ВИО ГЗ. При этом, так как сейчас не существует функционально-ориентированных аналогов рассматриваемой в настоящем документе системе ВИО ГЗ, то для ее внедрения этой разработки целесообразно сразу использовать самые современные операционные и инструментальные платформы, предоставляемые мировыми и отечественными лидерами в этой области. Также необходимо при создании системы использовать опыт консультантов - лидеров разработки автоматизированных систем и представителей практических пользователей системы - организаторов торгов (конкурсов).

На наш взгляд, на сегодня наиболее интересной из рассмотренных нами подобных систем является система электронной коммерции ИНМАРСИС, разработанная Научным центром Интернет-технологий ИНТЕРТЕХ (см. Гулько Д.М., Клепцов И.М. «Система электронного снабжения корпорации» в настоящем номере). Тогда, учитывая практический задел и различные нюансы упомянутых разработок (ВОИ ГЗ И ИНМАРСИС), можно предположить, что если в качестве пилотного проекта по Москве взять разработку интегрированной в едином информационном пространстве системы автоматизации конкурсных процедур муниципальные образования или, например, Управление городского заказа, то это может стать хорошим примером организации системы, позволяющей обеспечить внедрение электронных технологий организации конкурсов в различных ее формах (рис. 2). Более подробно о формах электронных технологий сказано в материалах статьи В.И. Луткова «На пути к электронным торгам», опубликованной в этом номере.

РИС. 2

Таким образом, практическое внедрение ВОИ ГЗ может иметь следующую последовательность:

      1. Развертывание стенда по отработке решений пилотного проекта на базе Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы, одного главного распорядителя (департамент, комитет, префектура), распорядителя (районная управа), прямого получателя бюджетных средств (ГУП ДЕЗ района).
      2. Установка программного комплекса автоматизированного рабочего места специалиста по организации торгов (комплексов), осуществляющих связь с ВИО ГЗ с целью предоставления оперативной информации по предстоящим торгам (конкурсам).
      3. Установка новой и модернизация существующей сети, каналов, рабочих станций и оборудования информационно-вычислительного центра ВИО ГЗ на базе Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы.
      4. Разработка и внедрение задач первоочередных программных комплексов:
      o обеспечение процесса информационной поддержки городского заказа;
      o сбор, обработка и распространение первичной информации;
      o статистика заявленных торгов (конкурсов) в различных разрезах;
      o разработка и внедрение автоматизированного рабочего места специалиста по организации и проведению торгов (конкурсов);
      o разработка и ведение WEB-сервера журнала «Московские Торги».

Интеграцию системных решений в единый комплекс, а также разработки и внедрения системы необходимо поручить одному головному исполнителю, в нашем случае это может быть Служба информационного оповещения в области сбора и обработки первичной информации о закупках с возложением на нее задач по анализу внешней информации при проведении конкурсных отборов.

ВЫВОДЫ

Внедрение подобной системы позволит:

- организовать интегрированную базу данных о проводимых в городе торгах (конкурсах) с объявлением о них в «Бюллетене оперативной информации» и на WEB-сайте журнала «Московские Торги» для всех поставщиков товаров, работ и услуг;
-  организовать базы данных реестров главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, а также организаторов торгов и поставщиков товаров, работ и услуг с подробной информацией о них (база реальных и потенциальных подписчиков журнала);
- организовать обмен информацией между субъектами процесса проведения торгов;
- организовать доступ широкой общественности к информации о торгах и результатам их проведения и как следствие повысить эффективность использования городских бюджетных средств и снизить уровень злоупотреблений в процессе его размещения.

№ 4 2002 г. «Московские торги»

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79