«Инмарсис» - пионер рынка оборудования RuNet

Владимир Козлов

«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЗАКУПКА НЕФТЕГАЗОВОГО оборудования — наиболее развитое направление электронного бизнеса во всей топливной отрасли России».

Интернет приходит в российскую топливную индустрию достаточно медленно. Несколько существующих электронных торговых площадок для нефти и нефтепродуктов больше напоминают электронные доски объявлений, чем полноценные элементы новой экономики.

Из крупных нефтяных компаний лишь единицы заявили о конкретных проектах в области электронной коммерции, что вполне можно объяснить их вертикальной интегрированностью, при которой значительная часть торговли осуществляется между подразделениями самой компании.

Но в сфере закупки оборудования, где использование Интернета сулит компаниям некоторую экономию времени и усилий, они проявляют больше активности.

Разработанная московской компанией «ИНТЕРТЕХ», электронная торговая площадка для оборудования нефтяной и газовой промышленности Inmarsys (название расшифровывается как Industrial Marketing Systems - промышленная маркетинговая система) начала функционировать в тестовом режиме с декабря 1999 г. и была введена в промышленную эксплуатацию в мае 2000 г.

По словам Дмитрия Гулько, президента компании «ИНТЕРТЕХ», уже в марте этого года проект, осуществляемый на базе решений для электронной коммерции, предлагаемых компаниями Microsoft, SAP и Oracle, вышел на самоокупаемость.

Общая численность персонала, занятого в проекте, - около 70 человек. Открыты региональные представительства.

Первые шаги

Прообразом для электронной торговой площадки стал сайт www.oil-equip.ru, запущенный «ИНТЕРТЕХом» еще в 1996 г., на заре российского Интернета. Сайт содержал предложения компаний-поставщиков нефтяного оборудования, включая его описания, но не давал возможности формирования заказа и не содержал других элементов электронной торговой площадки.

Около 15 компаний разместили на нем свои предложения, но их эффективность была невысокой, потому что в то время многие потенциальные покупатели нефтяного оборудования даже не имели доступа к Интернету.

По мере того, как Интернет в России развивался, интерес к электронным закупкам рос, и когда «ИНТЕРТЕХ» запустил модернизированный вариант проекта, многие компании стали его участниками. На сегодня через «Инмарсис» продается нефтяное и газовое оборудование по более чем 200000 позициям. «На сегодняшний день мы предлагаем более чем 200000 наименований товаров», - говорит Дмитрий Выволокин, начальник отдела по работе с корпоративными заказчиками «ИНТЕРТЕХ». «Самое главное, что система работает в реальном времени».

По его словам, подключение к системе «Инмарсис» дает компании возможность выставлять свои предложения и заявки на покупку, участвовать в тендерах и аукционах, вести преддоговорную работу, формировать аналитические материалы, использовать другие сервисные возможности.
Наиболее активно принимал участие в тендерах «ЮКОС» — на его долю пришлось около четверти всех реализованных системой тендеров, общее число которых несколько больше 100 - нефтепромысловое и буровое оборудование и материалы, включая агрегаты для ремонта скважин, насосы, трубную, кабельную и химическую продукцию. Среди других компаний-клиентов «Инмарсиса» — «Башнефть», «Татнефть», «ЛУКойл», «ТНК» и «Славнефть», а также «ГНКАР», «Казахойл», «ИТЕРА», ряд украинских компаний.

Подписка как источник дохода

По словам Д. Выволокина, раздел аукционной торговли был создан в середине прошлого года по инициативе нескольких машиностроительных заводов. На тот момент существовал острый дефицит некоторых видов их продукции, предназначавшейся для топливной промышленности. Предприятия, например, ОАО «Мотовилихинские машиностроительные заводы», хотели продать свою продукцию по максимально возможной цене, используя для этого аукционы.

Абоненты системы мало пользуются возможностью бартера, хотя, как заметил Д. Выволокин, некоторые предприятия из Казахстана согласны на бартерный расчет за свою продукцию.
Источник доходов «Инмарсиса» - абонентская плата за доступ к системе, техническую поддержку и организацию тендеров и аукционов, которая, по словам Д. Выволокина, зависит от количества рабочих мест у компании - клиента и срока, на который заключается договор. При заключении договора на большой срок абонентская плата составляет около $90 в месяц на одно рабочее место.
В целом, в настоящее время система имеет более 7000 пользователей.

Рынок без границ

Кроме ближнего зарубежья в системе принимают участие и компании-поставщики оборудования из Великобритании, Румынии, Германии, Австрии, Франции, Южной Кореи и Италии, а также расположенные на территории стран СНГ представительства международных нефтяных компаний - в качестве покупателей.

На сегодняшний день конкурентов у «Инмарсиса» мало. Можно назвать, пожалуй, лишь магазин по продаже нефтепродуктов и нефтяного оборудования на сайте neftegaz.ru. И все же, несмотря на довольно успешное функционирование системы, ее дальнейшее развитие потребует достаточно больших усилий.

Прежде всего, как признают в самой компании, круг потенциальных покупателей достаточно узок, и это замедляет рост количества абонентов системы. В России полтора десятка крупных нефтяных компаний и около полутора сотен более мелких. Большинство из них уже стали клиентами «Инмарсиса». Новые товары также не часто появляются на этом рынке.

Но в то же время, электронные закупки еще не стали нормой для отечественной топливной индустрии, на их долю приходится лишь незначительная часть от общего количества закупок оборудования.
Например, в отделе материально-технического обеспечения компании «ТНК» заявили, что из общего объема закупок оборудования на «Инмарсис» приходится менее одного процента.

Если, с одной стороны, закупка через Интернет может отпугивать некоторые компании, не привыкшие к новым условиям, то для тех, кто уже достаточно продвинулся по пути новой экономики, российские электронные торговые площадки еще не готовы предложить полный комплекс услуг.

В том виде, в котором электронные торговые площадки существуют сейчас, они лишь осуществляют информационное обеспечение сделок, упрощая процесс поиска поставщиков и необходимого оборудования.

Максимальная степень автоматизации, предлагаемая «Инмарсисом» - «Автомаркетинг» - возможность автоматического поиска необходимого оборудования среди существующих предложений по заданным параметрам и граничным условиям.

Но полноценная электронная закупка - это полностью автоматизированный поиск, в котором человек участвует, только задавая граничные параметры, после чего система сама находит все возможные варианты, и при соответствии параметров сделка заключается автоматически.

Но, судя по всему, это уже дело будущего.

№ 4 Июнь 2001 г. «Нефть и ГАЗ Евразия».

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79