Сайт познается в сравнении

Сопоставительная оценка Интернет-ресурсов должна учитывать их специфику

Евгений ОРЛОВ

В последнее время стали часто появляться обзоры интернет-сайтов, в которых сравниваются ресурсы, имеющие совершенно разные задачи и цели. Сравнение такое, прямо скажем, ничем не оправдано: информационный портал и электронная торговая площадка никак не могут сопоставляться по одним и тем же параметрам, в частности, по качеству информационных материалов. Поэтому при анализе интернет-ресурсов какой бы то ни было направленности, прежде всего, следует учитывать, что все сайты делятся на три принципиально разные группы. Зачастую непонимание этого очень важного момента может привести к серьезным ошибкам, например, при проведении рекламной кампании.

Информационные сайты. К этой категории можно отнести информационные сайты, или порталы. Это - электронные версии различных газет и журналов, и вертикальные порталы и даже простые домашние странички Основная задача таких ресурсов заключается просто в распространении информации, причем, неважно, какой именно. Цель информационного сайта - заполучить как можно больше посетителей, поэтому в ход идут любые средства, позволяющие это сделать. Подобному ресурсу все равно, за какими конкретно сведениями приходит посетитель, важно, чтобы он регулярно возвращался на этот сайт. Почаще освежая «ассортимент», представляя его в расширенном виде, более привлекательной форме, такой информационный ресурс заставляет прежних посетителей заглядывать к себе почаще.

Корпоративные сайты. В большинстве своем к этой категории можно отнести серверы различных фирм и компаний, например, сайт ОАО «ЛУКОЙЛ» - www.lukoil.ru. Корпоративному сайту важен не абы какой посетитель, а гость «ценный» - тот, кто компанией заинтересуется и в итоге станет ее партнером. И поэтому крайне важно, чтобы сайт фирмы правильно выполнял свою задачу: принимал посетителя, предоставлял необходимую информацию, играл роль «зазывалы» и, в конечном счете, «обрабатывал» потенциального клиента. В какой-то степени сервер компании должен быть похожим на рекламный буклет: первым делом посетителю должно бросаться в глаза доходчивое и аргументированное объяснение того, что он должен здесь сделать, и почему это должно быть сделано именно здесь и именно сейчас. Кстати, к этой же категории можно отнести и сайты политических партий и объединений, с той только разницей, что они заинтересованы не в продаже того или иного товара, а в завоевании доверия избирателей.

Специализированные сайты. Сюда относятся все сайты, так или иначе не подпадающие под первые два определения. Их тематика и сфера деятельности могут быть абсолютно любыми, главная отличительная черта - они выполняют узкоспециализированные задачи. К числу таких сайтов принадлежат сервисы бесплатной электронной почты, в частности, известный американский сервер защищенной почты Hushmail.com. Это могут быть и любые другие сайты, спроектированные под частные, конкретные задачи. Однако нас интересуют, прежде всего, сайты, так или иначе относящиеся к топливно-энергетическому комплексу. И здесь наиболее распространенный пример - электронные торговые площадки, в том числе за сравнительно короткий срок уже хорошо зарекомендовавшая себя российская система Inmarsys - www.inmarsys.ru

Вполне очевидно, что в силу их предназначения перед подобными сайтами стоят несколько иные проблемы, чем перед информационными или корпоративными. Например, для электронной торговой площадки просто бессмысленно размещать толстые обзоры рынка или аналитические материалы - пользователь без труда найдет их на информационном сайте. Даже новости рынка не так уж и «к месту» на торговой площадке, для этого есть специализированные новостные ресурсы. Главная задача торговой системы -обеспечивать взаимодействие между покупателем и продавцом. Причем, как и корпоративному сайту, торговой площадке нужен «правильный» посетитель - потенциальный покупатель. Следует, правда, учитывать, что зачастую сайт многофункционален, и его одновременно можно отнести ко всем вышеупомянутым категориям. Это присуще, в основном, различным Интернет -магазинам, куда пользователи приходят и для совершения покупки, и для того, чтобы справиться о ценах и предложениях на рынке. В этом случае мы имеем как бы несколько разных сайтов, расположенных по одному адресу.

Итак, мы подходим к главному: методам сравнения сайтов, базирующимся на их групповой принадлежности. Очевидно, что нельзя мешать в одну кучу сайты информационные, корпоративные и торговые площадки -перед ними стоят совершенно разные задачи, и используются разные способы их решения. Давайте разберемся, по каким основным критериям можно сравнивать сайты этих трех категорий.

Для информационного сайта на первом месте стоит скорость работы. Пользователю нужна «здесь и сейчас» как можно более оперативная информация. Поэтому сайты, загружающиеся медленно, проигрывают своим более «шустрым» конкурентам. Кроме того, зачастую скорость прямо пропорциональна деньгам, затраченным посетителем на просмотр сайта, ведь доступ в Интернет по телефонным линиям - все еще весьма распространенное явление. Второе, на что следует обратить внимание, - качество предлагаемой информации. Если ресурс предоставляет непроверенные, неактуальные или непрофессиональные сведения, то пользователь, зайдя однажды, больше туда не вернется. И третий критерий - количество доступной информации.

На корпоративный сайт пользователи заходят редко, в основном для того, чтобы получить информацию о предлагаемых компанией продуктах и услугах. Следовательно, главное - правильно «обработать» посетителя, «заставить» его стать клиентом компании. Поэтому первый критерий, по которому мы можем сравнивать сайты компаний, - качество оформления, ведь как уже говорилось выше, корпоративный сайт - прежде всего «рекламный буклет», витрина компании. Однако за красивыми рекламными слоганами нельзя забывать о втором важнейшем факторе - качестве предоставляемой информации о продуктах. Если услуга или продукт описаны неполно, посетитель запросто сможет обратиться к конкуренту, содержащему свой сайт в порядке. Бывают случаи, когда пользователь заходит на сайт компании и покидает его в недоумении: чем же компания занимается?

Что же касается электронной торговой площадки, то это крайне специализированный ресурс, поэтому критерии сравнения, подходящие к первым двум группам, для него не годятся. Основная задача торговой системы - свести покупателя и продавца. Соответственно, основным его достоинством являются величина базы данных и количество продавцов, зарегистрированных в системе. Чем больше предложений, тем больше выбор и тем легче в результате покупателю удовлетворить свои потребности. Итак, ниже приводятся результаты сравнения трех категорий российских нефтегазовых сайтов. Оценки выставлялись по пятибалльной шкале.

Как видите, среди ии формационных ресурсов первенство держит «Россия Нефть. Федеральный справочник». Высокая скорость работы и качественное информационное наполнение позволяют считать его лидером в своей сфере. При сравнении корпоративных сайтов первое место по дизайну было отдано серверам компаний «ЛУКОЙЛ» и «Сибнефть» -сайты оформлены ярко, красочно и современно. Однако информационное наполнение «Сибнефти» тянет на «четверку». Наиболее же полной и подробной информацией о деятельности, услугах и продуктах может «блеснуть» компания «ЛУКОЙЛ». Среди электронных торговых площадок лидирует проект компании «ИНТЕРТЕХ» система «Инмарсис» (нефтегазовое оборудование он-лайн). Эта, без преувеличения, крупнейшая российская торговая система, имеющая огромную базу данных по продуктам и продавцам, позволяет проводить в режиме реального времени торговлю нефтегазовым оборудованием.

Впрочем, составление любых рейтингов - дело весьма субъективное, и тут никак нельзя претендовать на обладание истиной в последней инстанции. Поэтому вы вполне можете сами познакомиться с перечисленными сайтами и сравнить собственные предпочтения с нашей оценкой.

НЕФТЬ РОССИИ No 4, 2001 г.

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79