В2В: интеграция АСУ и технологий разработки

Д.Е. Гулько (Компания «ИНТЕРТЕХ»)

Интеграция систем АСУ (ERP) с системами В2В - естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия. При этом в интегрированной системе АСУ (ERP) + B2B каждое рабочее место специалиста по снабжению или сбыту оказывается подключенным как к внутренней зоне, в которой решаются локальные задачи управления ресурсами, так и к внешней зоне (электронные торговые площади), через которую он связывается и взаимодействует с партнерами и контрагентами - поставщиками и потребителями.

АСУ предприятием или, как сейчас принято называть, системы планирования ресурсов предприятия (ERP - enterprise resource planning) берут свое начало из 70-х гг. Назначение систем АСУ (ERP) - обеспечить согласованное решение задач учета, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия. Классический состав задач АСУ (ERP), как правило, охватывает все сферы жизнедеятельности предприятия. Причем АСУ (ERP) выступает как единый комплекс взаимосвязанных задач. Решение задач снабжения и сбыта в таких классических системах АСУ (ERP), как правило, сводится к учетным функциям. При этом нет механизма непосредственного компьютерного взаимодействия с поставщиками и потребителями (точнее, с их системами управления ресурсами). Эту брешь как раз и могут залатать системы электронной коммерции В2В, обеспечивающие электронный интерфейс между разными предприятиями - поставщиками и потребителями. Таким образом, интеграция систем АСУ(ЕRР) с системами В2В - естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия (рисунок). С другой стороны, очевидно, что создание и эксплуатация систем электронной коммерции, прежде всего систем В2В, эффективны только в том случае, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и соответственно встроены в систему планирования и управления ресурсами.

Поскольку ЭТП как система электронной коммерции В2В позволяет прямо взаимодействовать субъектам рынка - поставщикам, и потребителям, то она может стать элементом интеграции между системами ACУ(ERP) субъектов рынка. В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка. Важно понимать, что информационная безопасность внутренней системы АСУ(ЕRР) от вторжения из внешней зоны безусловно обеспечена рядом технических решений. Во-первых, внутренняя система АСУ (ERP) находится в зоне Интранета, а торговая площадка - в Интернете; адресация ресурсов в этих зонах отличается, и адреса внутренней Интранет-зоны не доступны для проникновения из внешней Интернет-зоны. Во-вторых, существуют специальные системы защиты (proxy, firewall).

Методологически и технологически разработка промышленных систем электронной коммерции проходит все те же классические этапы, что и любая система АСУ (ERP). Команда разработчиков часто включает представителей нескольких специальностей: бизнес-аналитиков, экспертов-консультантов, постановщиков, программистов, технических писателей, тестеров (специалистов по отладке и тестированию программ), специалистов по внедрению и обучению персонала и т. п. Разработка начинается с обследования текущего состояния и методики работы служб снабжения и сбыта, а также системы управления ресурсами предприятия. В результате обследования и анализа бизнес-процессов, а также с учетом рекомендаций экспертов и решений руководства компании строится модель разрабатываемой системы электронной коммерции, на основании которой создается документ - техническое задание на разработку. Если для построения системы электронной коммерции используется типовой программный пакет, вместо технического задания на разработку создается другой документ - протокол обследования с приложениями в виде таблиц вопросов-ответов, необходимых для настройки этого программного пакета. На следующем этапе (если не используется готовый программный продукт для электронной коммерции) осуществляются техническое проектирование, разработка, отладка и тестирование разработанного комплекса программ. Следует отметить, что даже при разработке системы электронной коммерции на базе готового программного продукта, как правило требуется некая совокупность настроечных операций, а иногда даже и программирование, при этом этапы отладки и тестирования являются неизбежными. Обязательным требованием к разработчику должно быть наличие рабочей и технической документации: руководства для специалиста (инженера) по поддержке и сопровождению системы, руководства для пользователей, инструкции оператора и т. д. Сюда же могут входить рекомендации по организации работы персонала, документообороту и формам документов. При внедрении системы, как правило, необходимы дополнительное оснащение рабочих мест компьютерной техникой, сетевые настройки и переконфигурации, а также серверные настройки или установки. Весьма важным для последующего выживания системы является обеспечение ее сопровождения и технической поддержки, что может осуществляться как силами разработчика, так и силами самой компании-собственника системы электронной коммерции.

Таким образом, можно выделить две основные составляющие разработки: выбор (создание) программного средства для реализации проекта (ПО, software) и работы по настройке и внедрению системы (внедренческий консалтинг), причем соотношение затрат на эти составляющие соответственно 25 и 75 %.

В качестве ПО могут быть использованы как готовые «пакетные» системы-оболочки (shell), так и требующие программирования авторские разработки.

В качестве готовых решений следует упомянуть:

- интегрированные системы ERP + B2B - SAP (mySAP.com), ORACLE APPLICATIONS;
- оболочки для электронной коммерции -Ariba, Commerce One, Intershop, JD Edwards и др.

Требующие программирования системы могут разрабатываться на платформе Microsoft (SQL, ASP, VBS, US, сервера семейства NET Enterprise Servers 2000 и т. п.), а также на платформе UNIX (Java, PHP и др.).

Консалтинговые услуги по внедрению связаны с изучением и структуризацией бизнес-процессов, заполнением системы конкретными пользовательскими данными и информацией, настройкой всего ПО на конкретные схемы бизнес-процессов, доработкой под требования (спецификации) заказчика, внедрением системы на объектах заказчика и обучением персонала. Такого рода деятельность необходима всегда, вне зависимости от того, выбрана ли готовая система-оболочка или ведется заказная разработка. Независимо от выбора типа ПО функции внедренческого консалтинга, системного анализа и построения схем бизнес-процессов, настройки и наполнения системы являются уникальными для каждой крупной компании в той мере, в какой уникальны бизнес-процессы этой компании.

Выбор того или иного программного средства (платформы), на котором будет реализовываться система, зависит от ряда факторов. Выбор может быть сделан в пользу готовой оболочки, если она:

- имеет положительный опыт внедрений в близких областях;
- позволяет адекватно воспроизвести текущие бизнес-процессы с учетом специфических особенностей;
- содержит средства развития и интеграции с другими системами и использует типовые стандартные форматы данных;
- адаптирована к местному законодательству и языку;
- имеет стоимость, не превышающую рамки выделяемых бюджетных средств;
- обеспечена группой специалистов по внедрению.

Следует отметить, что денежная экономия не всегда может являться критерием при выборе средства реализации, так как, во-первых, стоимость разработки собственного ПО может быть как ниже, так и выше стоимости готового пакета, а, во-вторых, при низком качестве выбранного средства или разработанного собственного ПО вся создаваемая система обречена на неудачу.

Создание и внедрение собственной системы электронной коммерции - весьма дорогостоящая затея. Не каждое предприятие готово понести такие расходы. Важную роль при этом могли бы сыграть крупнейшие нефтегазовые компании и промышленные предприятия, став инициаторами и инвесторами при создании рыночных систем электронной коммерции. Следует иметь в виду, что прямые инвестиции не всегда являются эффективным способом развития проекта. Часто такой подход ведет к «обюрокрачиванию» проекта. Гораздо эффективнее размещение заказов на разработку у наиболее продвинутых и перспективных отечественных IT-компаний, для которых качество и результативность разработок -неотъемлемая часть борьбы за выживание в рыночных условиях.

Одним из популярных подходов к внедрению и эксплуатации промышленных систем электронной коммерции является аутсорсинг (outsourcing), когда компания-держатель внешней системы В2В - провайдер может по заданию другой компании (заказчика) взять на себя функции хостинга по сопровождению и обеспечению функционирования комплекса задач сбыта или материально-технического снабжения полностью на своей площадке, используя свой компьютерный парк и труд своих специалистов. Другими словами, провайдер обеспечивает внешнее решение внутренних задач «под ключ».

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ март 2001 г.

Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.

© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.

г. Москва

107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12

mail@intertech.ru

+7 (495) 737-73-83

г. Санкт-Петербург

192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б

spb@intertech.ru

+7 (812) 925-06-79