Оборудование и технологии по Интернету
Михаил Игнатьев
Решая вопросы поиска, выбора, приобретения или поставки оборудования, нефтяные компании и заводы пытаются использовать самые разнообразные доступные источники информации. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, специалисты по снабжению и сбыту стремятся использовать как можно более эффективные технологии. Многие нефтяные компании и наиболее передовые производители оборудования начинают использовать для этих задач глобальную сеть Интернет. Переход к активной эксплуатации отраслевых электронных торговых площадок следует рассматривать как первый шаг, решающий рутинные, конкретные, злободневные снабженческие и сбытовые проблемы, в том числе проблему ускорения модернизации производственных мощностей.
Одним из инструментов увеличения объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции является модернизация оборудования. Для промышленных предприятий, созданных и закаленных еще не в такие далекие времена плановой экономики, этот процесс внешне не кажется новым. Однако, на самом деле, для многих из них, в особенности для вошедших в крупные нефтедобывающие и перерабатывающие холдинги и корпорации, ситуация изменилась радикально. Если раньше процесс материально-технического снабжения государственного предприятия сводился к составлению списков и «доставанию» требуемого оборудования, то сейчас процесс модернизации акционированных или приватизированных структур нефтегазовой отрасли часто носит явно инвестиционный характер.
Прямым следствием этого является не только необходимость оценки экономической целесообразности и эффективности приобретения того или иного оборудования. Вместе с этим обостряется задача значительного уменьшения общего времени поиска и выбора возможных подрядчиков и поставщиков. Справедливости ради стоит отметить, что с традиционными поставщиками известного оборудования дело обстоит относительно просто. А вот новые предприятия-производители или поставщики новых изделий часто могут доставить отделам снабжения много дополнительных хлопот. Проблема часто приобретает информационный характер.
Дебри Интернета
Преимущества Интернет-систем общеизвестны: это очень высокая оперативность получения свежей информации, существенное уменьшение времени на поиск необходимых товарных позиций за счет организации конкурсных торгов, возможность дешевого прямого общения с огромным числом территориально удаленных контрагентов, относительно низкая стоимость работы, не слишком высокие требования к компьютерному оснащению рабочих мест специалистов.
Однако Интернет является той областью, куда новые высокие технологии привлекаются постоянно и в огромных количествах. Если учесть и ажиотажный бум, который в последнее время поднялся вокруг Интернет-систем, становится понятно, что разобраться во всей этой бурлящей пене восторженных криков и фантастических инвестиционных проектов сбытовикам и снабженцам часто бывает просто невозможно.
Только различных типов Интернет-систем, предлагаемых в настоящий момент сбытовикам и снабженцам, уже можно назвать довольно много, начиная от простейших «Интернет-представительств» и «витрин данных» и заканчивая сложными вертикальными порталами и отраслевыми электронными торговыми площадками. Каждый тип этих систем предназначен для своего круга задач, но «по большому счету», их можно рассматривать и как этапы развития единого электронного бизнеса предприятия.
В2В
Для упрощения понимания тех информационных волн, что ежедневно выплескиваются из глубин Интернета на голову отраслевым управленцам и специалистам, методично решающим насущные проблемы своего предприятия, необходимо пояснить некоторые термины и понятия.
Прежде всего, нужно уточнить для себя разницу между «электронным бизнесом» и «электронной коммерцией». Это не совсем синонимы. Для уяснения разницы давайте вспомним расцвет (разгул) кооперативного движения. В те давние-давние времена, когда люди с трудом начинали осознавать, что кроме «государственного» может быть еще и «свое», любой, повесивший на заборе объявление об оказании услуг или продаже своих ремесленных изделий, заслуженно считался в глазах окружающих коммерсантом. Аналогичная история повторяется и в Интернете. Теперь, стоит Вам повесить у себя на Интернет-страничке коммерческое предложение, и Вы с полным правом можете говорить о занятиях электронной коммерцией.
А вот пройти следующий шаг и заявить о своем электронном бизнесе Вам будет не легче, чем кустарю-сапожнику развернуть промышленное производство обуви. Однако, если этот тернистый и извилистый путь будет Вами с успехом пройден и Вы сможете не только рекламировать у себя на сайте продукцию или услуги, но и будете реально управлять технологическими процессами производства, в том числе контролируя связи с поставщиками комплектующих и потребителями готовой продукции, то тогда гордое знамя электронного бизнеса будет по праву реять на Вашей Интернет-системе.
Но сама по себе электронная коммерция тоже неоднородна. На этом поле всегда «играют» несколько игроков и от их персонального состава зависит и название «игры». Если взаимоотношения происходят между фирмами, предприятиями или учреждениями, то говорят о схеме «В2В» (от английского Business-to-Business). Если товары, информация или услуги предназначены для отдельных покупателей (клиентов), то говорят о схеме «В2С» (Business-to-Customer). Если отдельный человек продает или предлагает свои услуги фирмам и предприятиям, то возникает схема «С2В» (Customer-to-Business), ну а отношения между отдельными людьми (клиентами) описываются как «С2С» (Customer-to-Customer). Есть еще и другие, более редко встречающиеся схемы, например, продажа (оказание услуг) правительственным организациям может называться «B2G» (Business-to-Government). В дальнейшем мы будем говорить преимущественно о схемах «В2В" на российском рынке.
Первые шаги
Ну вот, теперь, когда мы уже не так сильно теряемся, слыша от представителей информационных фирм мудреные слова типа «В2В» или «В2С», можно спокойно оглядеться по сторонам. Сначала вспомним, что на этом рынке мы ищем инструмент для решения проблем эффективной модернизации нашего производства. Приглядевшись внимательно к многочисленным предложениям отраслевых и универсальных Интернет-бизнес-систем, мы уже можем определить, что большая их часть принадлежит к средствам ведения электронной коммерции. Конечно, на первый взгляд это может показаться и не очень хорошо. Однако построение самой сложной системы всегда начинается с простых шагов, и в этом плане даже простые, на первый взгляд, системы могут принести очень существенные результаты.
Разумеется, простое размещение, например, своих прайс-листов или коммерческих предложений для внимания потенциальных партнеров может внешне не очень походить на высокоэффективное средство решения проблемы модернизации. Но приглядевшись внимательно, можно обнаружить, что даже такой стандартный для передовых систем режим, как «Тендер» может весьма существенно сократить время поиска интересных предложений (время подготовки инвестиционного проекта), поскольку позволяет системе взять на себя всю длительную, рутинную и трудоемкую работу по сбору предложений от потенциальных партнеров.
Внешняя простота и законченность работы с подобными системами иногда рождает иллюзию, что это и есть решение основной проблемы. Да и отсутствие на этом этапе критичных требований системы к изменению бизнес-процессов воспринимается очень положительно, так как позволяет предприятиям, по большей части, оставлять «все как было». Однако дополнительной особенностью на пути использования новых Интернет-технологий в бизнесе является свойство электронного бизнеса менять существующие бизнес-схемы в целях повышения их эффективности.
Электронная коммерция - это серьёзно
Глубину и скорость вовлечения предприятий в электронный бизнес (электронную коммерцию) определяет в немалой степени уровень развития информационных систем самого предприятия, а точнее - их «полнота» и «открытость». Очень часто товарные позиции по производимой заводом продукции публикуются, например, на электронной торговой площадке «вручную» самими специалистами завода-производителя, с соответствующей степенью обновления и возможными механическими ошибками. Этот процесс может стать даже весьма трудоемким (непреодолимым) для крупных поставщиков с большой номенклатурой изделий. Значительно реже Интернет-система связывается (естественно, в рамках разрешенных уровней корпоративной секретности) с самыми актуальными и проверенными данными непосредственно из корпоративной информационной системы предприятия. Очевидно, что для предприятий, не имеющих своих корпоративных систем, подключение к сложным Интернет-системам типа «Управление логистическими цепочками» принесет пользы не больше, чем публикация своих коммерческих предложений на простых досках объявлений.
Мы сейчас не будем касаться такой большой и крайне важной темы, как реинжиниринг существующих бизнес-процессов. Предприятию просто необходимо помнить и отдавать себе отчет в том, что существующие у него бизнес-схемы создавались и оптимизировались в расчете на существующие правила работы и ресурсы. Переход на работу с информационной системой не только может изменить бизнес-схемы, но, как правило, должен это сделать в целях наилучшего использования новых возможностей систем и получения наиболее эффективного конечного решения. Известная поговорка информационщиков определяет эту ситуацию достаточно метко: «шум на входе - шум на выходе». Таким образом, во время движения в сторону электронного бизнеса предприятие рано или поздно столкнется с задачей внутренней перестройки, реинжиниринга, и оно должно быть к этому готово.
Собирая лоскутки
Полное отсутствие единой корпоративной информационной системы, в этом плане, принципиально мало чем отличается от так называемой «лоскутной автоматизации». Этот термин описывает реальное состояние многих и многих предприятий, в которых процесс разработки и внедрения информационных систем шел «эволюционным» путем. Результат практически стандартен: несколько плохо взаимодействующих между собой систем в разных подразделениях, не позволяющих решать проблемы всего предприятия в комплексе. Для ранее автономных предприятий, теперь входящих в состав единых современных нефтяных корпораций, это состояние достаточно актуально и вполне объяснимо.
Таким образом создается ситуация, когда Интернет-системы, призванные объединять и развивать (средствами электронного бизнеса или коммерции) многие смежные предприятия отрасли, остаются невостребованными. При этом практическая потребность в использовании новых возможностей таких систем специалистами предприятий ощущается достаточно остро.
Ну а коль скоро проблема определена и достаточно актуальна для многих, то согласно всем законам рынка появляются и те, кто готов эту проблему решить. Многие фирмы-разработчики программного обеспечения и отраслевых электронных торговых площадок предлагают свой выход из этой ситуации.
Этот выход основан на очень простом тезисе о том, что если для включения вагона в состав поезда самому вагону не хватает прицепного устройства, то его надо сделать.
Безусловно, при единых общих тенденциях развития каждое предприятие достаточно уникально. Как следствие этого будут уникальны и потребности в доработке «стыковочных» интерфейсных систем, объединяющих Интернет-бизнес-системы (системы электронной коммерции и бизнеса) с информационными системами предприятия. В этом случае предприятию следует обратить особое внимание не только на качество и функциональные возможности самих электронных торговых площадок. Необходимо пристально посмотреть на способности фирм-разработчиков помочь им создать «индивидуальное прицепное устройство», учитывающее особенности данного конкретного предприятия и позволяющее предприятию наиболее полно войти в систему электронного бизнеса с минимальными затратами и учетом персональных особенностей «лоскутной автоматизации».
Что в итоге?
Не вдаваясь в технологические детали, можно представить, куда приведет предприятие перевод своего бизнеса на электронные рельсы. Это заложит информационный и организационный фундамент, на котором в качестве последующих шагов будут надстраиваться все более эффективные электронные бизнес-схемы.
Некоторым навигационным знаком на этом пути к электронному бизнесу может служить популярная ныне концепция «customer focused manufacturing» (CFM), то есть «производство, ориентированное на покупателя». Разумеется, под «покупателем» для схемы «В2В» следует понимать не только и не столько отдельных лиц, сколько партнеров и контрагентов. Концепция CFM сводится не просто к изготовлению товара по запросам конкретных покупателей, а учитывает постоянный контроль с их стороны и адаптацию под них производственных цепочек. Это достаточно актуально для машиностроительной продукции (и в особенности для сложного нефтегазового оборудования), производящейся «на заказ» и состоящей из комплектующих изделий многих поставщиков. Возникающие при этом по всем технологическим цепочкам предприятия экономия времени, ресурсов и производственных мощностей, снижение складских запасов и постоянный контроль качества могут привести (и как показывает практика активно использующей подобные технологии фирмы Dell Computer Corporation - приводят) к значительному повышению конкурентоспособности конечной продукции и упрочнению позиций компании на рынке.
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ, № 9, 2000 г.
Если Вы - представитель компании, заинтересованной в наших продуктах или разработках, пожалуйста, напишите, и наш сотрудник обязательно свяжется с Вами.
© 2023 «ИНТЕРТЕХ». Все права защищены.
г. Москва
107045, г. Москва, улица Сретенка, д. 12
mail@intertech.ru
+7 (495) 737-73-83
г. Санкт-Петербург
192289, г. Санкт-Петербург, улица Тамбовская, д. 8, литера Б
spb@intertech.ru
+7 (812) 925-06-79